Зачем ребенку нужен папа. Какой отец нужен ребенку: заблуждения и реальность Что сделать матери, чтобы вовлечь отца в воспитание малыша

Психотерапевт

Сначала статистика

Общеизвестен факт, что в России треть семей представлены одиноким родителем с ребенком. Больше 80% таких родителей - мамы. То есть где-то четверть детей растет вообще без отца. Еще треть из тех, у кого он вроде бы есть, видят его крайне редко и общаются с ним меньше десяти минут в день. Большая часть отцов (более 65%) - с радикалом индифферентности. Это значит, попросту, что они безразличны к ребенку.

То есть многие девочки и мальчики в качестве отцовской фигуры имеют пустое множество. И многие мамы резонно говорят: “Да зачем вообще он нужен? Справлюсь и без него!”

Зачем нужен отец?

Зачем он нужен - хороший и важный вопрос. Разумеется, у ребенка нет потребности во втором родителе, непременно мужчине. Точно также нет необходимости, чтобы ребенка воспитывала именно биологическая мама: если сразу же после рождения ребенка передают в руки любящей, но не биологической семьи, катастрофы не будет.

Отцовская фигура вполне может быть замещена вторым любящим взрослым - бабушкой, дедушкой, крестным или другим партнером мамы.

Именно второй взрослый очень важен для ребенка!

И всем было бы проще и лучше, если бы на месте этого второго взрослого был хороший, адекватный, любящий папа. Которого обычно у нас нет.

Что происходит с девочкой, которая не видит рядом с мамой второго любящего, безопасного человека? Или если этот человек безразличен к ней? Все очень просто: она адаптируется. Говоря русским языком: привыкает. Такая структура семьи становится для нее базовой и понятной.

Даже если сама мать этой девочки считает такую семью плохой и транслирует это всем вокруг, например, в высказываниях “Да он козел! Да он скотина” или “Твой отец нас бросил”, или “Да если бы я вышла замуж за нормального мужчину” и так далее, включая девочку, ребенок привыкает именно к этой модели семьи.

Этот парадокс обычно приводит к тому, что взрослые, самостоятельные работающие девушки рядом с мужчиной включают очень противоречивый сценарий: “Я такая хрупкая, нежная, теплая, заботливая, ТОЛЬКО ПОПРОБУЙ СДЕЛАТЬ ЧТО-НИБУДЬ НЕ ТАК, СБЕГУ!”

Что растет на пустом месте

Очень часто клиентские женские запросы про “как выйти замуж” связаны с двумя вещами: желанием быть социально приемлемой (выйти замуж до тридцати, родить ребенка, “сходить замуж”, не быть одной и так далее) и большим страхом (он меня разлюбит, он мне изменит, я останусь одна с ребенком, придется пахать и дома и на работе).

Часто благодаря этому выбранный-таки мужчина оказывается:

– безразличным (девушка скорее заметит социальный жест “пришел с цветами”, чем то, что мужчина откровенно зевает на историю о том, что ее пытался ограбить обнаженный бульдозерист)

– незаинтересованным в детях (он говорит “было бы прекрасно, чтобы появились дети… я прихожу домой: они мне радуются”, и девушка счастлива. Впоследствии она узнает, что это и есть все, что мужчина готов принять от детей, и - в общем - все его варианты проведения времени с ними)

– неумеющим отличать свои потребности от потребностей пары,(например, на втором-третьем свидании заказывает все на свой вкус, не спрашивая девушку, а потом также ведет бюджет, покупая на совместно накопленные деньги домик на озере под Орском, не обращая внимания, что его девушка ненавидит Орск и все, что с ним связано, ведь – “ЭТО ЖЕ ТАК ЗДОРОВО”)

– не интересующимся ее временем и ресурсами (на встречи опаздывает на полчаса, не извиняясь, а потом также постоянно обещает придти пораньше, чтобы забрать сына из садика, но каждый раз - не судьба; на первом свидании берет ее телефон, чтобы позвонить, не спрашивая, а затем - закладывает ее машину в ломбард, чтобы начать собственное дело).

И девушкам бывает трудно заметить, насколько эгоистичен, безразличен, не заинтересован, а порой и откровенно груб и отвратителен их партнер - потому что это именно то, к чему они привыкли.

Одна из моих клиенток была так заинтересована в том, чтобы быть хорошей девочкой с мужем, что пропустила, что ее муж - поправившийся на семьдесят килограмм алкоголик-наркоман, который живет на ее деньги.

Хороший отец (или хотя бы дедушка или дядя) дает своим дочерям понимание о том, что такое пара, живущая в заботе, любви и безопасности. Всем девочкам, у которых не было такого опыта, очень важно попробовать поймать это ощущение в каких-то других отношениях - на работе, в дружбе, в спортивной команде.

Собирать - пусть и по кусочкам - этот пазл. Чтобы не “тянуть лямку по привычке” – так, как тянули их мамы и бабушки, а если уж и вступать в отношения - то с тем, кто сделает их жизнь по-настоящему лучше.

Мать дает ребенку жизнь, а отец — открывает дорогу в мир. Наверное, для мужчины отец — самое почетное звание из всех возможных — в нем и справедливость, и сила, и ласка.

Но звание отца — это не только честь и почет, это и трудное бремя, для того чтобы быть отцом, надо иметь особый талант, нужно посвятить этому всю жизнь. И если мама олицетворяет собой нежность, то папа — авторитет, и его обязанности не сводятся просто к добыче денег, как это, к сожалению, иногда происходит. Отец отвечает за огромное число вещей: и за освоение мира, и за принятие ребенком своего пола, и за развитие основных навыков. Папа всегда придет на помощь, он понимает, он прощает ошибки и учит преодолевать трудности.

Какова роль отца в семье? Как стать хорошим отцом? Как не навредить развитию ребенка?

Стоит начать с того, что любовь отца сама по себе активна, созидательна. Миссия папы — вырастить дитя, стать путеводителем в сложной и непростой жизни. Очень важно не навредить ребенку, не сломать его, вольно или невольно. Обязательно нужен грамотный подход, следует соотносить возрастные возможности ребенка и уровень требований к нему. Ключевое понятие здесь — ответственность за судьбу ребенка. Вы должны подчеркивать, выращивать в сыне или дочери всё то хорошее, что у вас есть, и отсекать лишнее, вредное.

Самое важное — это активно заниматься с ребенком, проводить с ним как можно больше времени. Отец важен для малыша с самого рождения. Отмечено, что мужчины, как правило, не только способны лучше помочь ребенку справиться с навыками говорения, но и научить находить причинно-следственные связи, манипулировать с предметами, посредством игрушек, головоломок, конструкторов.

Кроме того, образ отца важен и чтобы выстроить отношения в паре мать — ребенок. Отец должен помочь ребенку отделиться от матери. Также через отца ребенок узнает и о социальных отношениях, постигает иерархию общества. А начинается всё, например, со знакомства с садиком. Процесс идет с самого раннего детства и продолжается вплоть до начала самостоятельной жизни.

Дети в очень сильной степени верят своему отцу. Поэтому мужчине очень важно соблюдать свои обещания и никогда не обещать то, чего он не может дать. К сожалению, иногда отцы не придают этому значения, считают чем-то несущественным, например, поход в зоопарк или прогулку в лесу. Однако цена подобной беспечности слишком велика. В противном случае можно нанести урон детской душе, подорвать доверие, поколебать веру в самое светлое. Причем оправдания типа «некогда» или «забыл» не проходят.

На отце лежит завоевание и поддержание авторитета для ребенка — папа умеет всё. И слушаться нужно не потому что у него есть ремень, а потому что папа любит ребенка и знает, как нужно сделать, как принести максимальную пользу. Отец — это дисциплина, требования, нормы. Такой баланс важен для развития и роста личности ребенка, но важно не наказание само по себе, а урок, который из него можно извлечь. Поэтому все правила должны объясняться — и полноценно усваиваться.

Что касается оценок ребенка и его действий, тут нужно действовать предельно аккуратно. Похвала — это хорошо, она жизненно важна для ребенка, но, конечно, и без негативных оценок не обойтись. Однако старайтесь не говорить плохо о самом ребенке, оценивайте лишь его качества и действия. Давайте надежду, некий выход. Не «ты плохой», а «ты плохо поступил, и надо исправиться, чтобы стало лучше». Неграмотная критика, осуждение ради себя самого может на корню загубить интерес к любому даже самому интересному делу, душевно ранить ребенка.

Забудьте о едких насмешках — это в любом случае очень плохо. Это слишком мощное средство, унижающее ребенка. Воспитание должно быть по-настоящему продуктивным. И, к сожалению, встречается такое явление, когда отец раздражается на ребенка, вымещая на нем свое плохое настроение или самовыражается посредством этого. Такого уродливого явления просто не должно быть.

Проверьте свои действия, подвергните их тщательному анализу. Посмотрите на себя со стороны. Помните, что ребенок будет копировать отцовскую модель поведения. Если что-то не так, чаще всего ищите причину в себе.

Рождение ребенка становится сильнейшим испытанием для сильной половины человечества. Психологи говорят даже о кризисе отцовства. Так что воспитание — процесс двухсторонний. И, наверное, не будет преувеличением сказать, что надо заниматься не воспитанием детей — надо воспитать самого себя. Помните, вы очень нужны своим детям.

Почему ребёнку необходим отец?

Как редко мы говорим о роли отца в жизни ребенка... Сейчас бытует такое мнение, что отец обязан зарабатывать деньги и это основная задача мужчины как папы. А вот в процессе воспитания детей отец по большей части начинает принимать участие где-то с пяти-шести лет, когда уже и воспитывать поздно. Утешает только то, что в настоящее время тенденция присутствия отца в жизни семьи постепенно возрастает. Хотя бы взять во внимание то, насколько современное поколение хочет отцовства. Все больше будущих пап хотят ребенка, ходят на курсы, присутствуют на УЗИ и во время родов, с большой радостью и нежностью берутся помогать ухаживать за грудным ребенком. Хочется верить, что отцовство становится осознанным для наших мужчин.

Так какую же роль играет отец в воспитании ребёнка?

Папа есть папа – он не заменитель мамы, у него совсем другие функции в семье. Мама дает ребенку нежность и ласку, папа же отвечает за уверенность и защиту. Мама примет ребенка всегда, пожалеет, успокоит. Отец – это человек, который стимулирует ребенка к развитию, помогает выяснить причины неудач, побуждает к достижениям и вселяет веру в себя. Ребенку нужно и то, и другое, поэтому так важно всеми силами сохранять хорошие отношения между родителями.

Добрый отец – это человек, который не дрессирует правильного ребенка, а воспитывает своим примером, закладывает способность видеть, создавать и отдавать добро. Это человек, который без колебаний оставит все дела, когда почувствует, что ребенку нужно время, чтобы поиграть, побыть с папой.

Отец – это то плечо, на которое ребенок может опереться; но надо, чтобы опора не была шаткой...

Итак, отец в нашей жизни появляется еще до нашего рождения. Если папа обеспечивает маме спокойствие, ребенок чувствует счастье и силы еще на том этапе, когда он находится в животике. Чем больше папа будет любить маму, тем больше ребенок будет любить отца!

Конечно, если он будет разговаривать с ребенком, будет гладить животик, будет петь, будет рисовать и просто радоваться от того, что у него уже есть малыш, то быстрее и легче установится тандем «отец-ребенок». Исследования подтверждают, что если отец принимал активное участие в пренатальной (дородовой) жизни ребенка, то он быстрее начнет узнавать папу и реагировать успокоением на него голос почти сразу после рождения.

В первый год жизни закладывается умение распределять любовь. Этому учит папа, показывая, как он любит маму и ребенка. Малыш уже ощущает, что разные люди проявляют любовь к нему по-разному (мама берет на руки и жалеет, отец берет на руки и разговаривает; мама говорит: «Ты мое Солнышко, Зайчик, Котик...», а отец: «Ты моя гордость...»), и это правильно. Если первые несколько лет отец не уделяет внимания ребенку, ожидая, когда он подрастет, то он упускает время, потому что основа нашей личности формируется в первые шесть лет.

Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка. Дети разведенных матерей и вдов труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а став взрослыми, чаще других испытывают трудности в личной жизни.

Детям нужны ответственные, мужественные отцы.

Неврозы, бронхиальная астма, некоторые виды отклонений у подростков - все это чаще встречается в семьях с властной, доминантной матерью и вялым, вытесненным с мужских позиций отцом.

Детям нужны отцы. И мальчикам, и девочкам.


Одной из примет нашего времени давно стала феминизация, т. е. преобладание женщин во всех сферах, активно формирующих личность, и соответствующие последствия этого.

Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек, может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору...

Женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Женщина может многое! Может даже превосходить мужчину в чисто мужских качествах ("мужская решительность", "мужская прямота", "мужское великодушие" и пр.), может быть мужественнее многих мужчин...

Вспоминается, как начальник огромного техотдела одного завода "песочил" своих подчиненных: "Больше ста мужиков в отделе, а настоящий мужчина - один-единственный, да и то..." И он назвал имя женщины!

Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков...

А между тем, как бы ни была мать достойна уважения своего сына, как бы ни радовался он тому, что похож на нее, все же идентифицировать себя он может только с мужчиной.

Присмотритесь к детям детсадовского возраста. Никто не говорит мальчику: ты должен подражать мужчинам или старшим мальчикам. Он сам безошибочно выбирает жесты и движения, присущие мужчинам. Еще совсем недавно малыш бросал свой мячик или камешки беспомощно, замахиваясь откуда-то из-за уха, как и все малыши. Но вот к концу лета, проведенного в общении с более старшим возрастом, этот же мальчуган, прежде чем бросить камешек, палочку, делает чисто мужской замах, отводя руку в сторону и перегибая к ней корпус. А девочка, его ровесница и подружка, по-прежнему замахивается из-за головы... Почему?

Почему маленький Олег копирует жесты своего деда, а не бабушки? Почему маленький Борис оскорбляется, когда слышит вполне дружелюбное обращение встречного сверстника, который не прочь завязать знакомство: "Эй, ты куда пошля?" После этого "пошля" Борис наотрез отказывается надевать пальтишко с капюшоном, обложенным бархатом, и успокаивается, когда капюшон отпарывают, заменив невзрачным воротником и "мужским" беретом...

Правда, в последние десятилетия форма одежды почти утратила атрибутику определенного пола, становясь все более "бесполой". Однако будущие мужчины требуют себе не юбку, не платье, а "штаны строченные", "джинсы с карманами". . . И как прежде, склонны оскорбляться, если их принимают за девочек. То есть срабатывает механизм однополой идентификации.

Птенцам певчих птиц нужно в определенное время их возраста услышать пение их взрослого соплеменника, иначе они так и не научатся петь.

Мальчику необходим контакт с мужчиной - в разные возрастные периоды, а лучше - постоянно. И не только для идентификации... И не только мальчику, но и девочке - тоже...

О связях "органических"

Мы очень мало знаем о тех видах органической зависимости одного человека от другого, которую пока еще не измеришь приборами, не обозначишь известными научными терминами. И все же эта органическая зависимость косвенно обнаруживает себя в условиях психоневрологической больницы.

Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью, нарушение которого служит причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже поэтому его психологическая зависимость от нее - органическая. (Когда мама выходит замуж за "чужого дядю", это часто воспринимается как посягательство постороннего на самую важную в жизни ребенка связь! Осуждение его поведения, упреки в эгоизме, прямое давление, принуждающее "принять" чужого дядю в отцы, - все это вызовет только отрицательное к нему отношение. Нужен особый такт, чтобы ребенок не почувствовал лишения жизненно важного тепла матери и ее внимания.)

Подобная связь у ребенка бывает и с отцом - в том случае, если по каким-то причинам он вынужден заменить ему мать.

Но обычно отец воспринимается иначе. Уже став взрослыми, бывшие мальчики и девочки редко могут передать словами свои первые ощущения его близости. Но прежде всего - в норме - это ощущение силы, родной и близкой, которая и окутывает тебя, защищая, и как бы входит в тебя, становится твоей собственной, дает ощущение своей неуязвимости. Если мать - источник жизни и жизнетворного тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова. Дети долго не могут отличить силу физическую от психической, но отлично чувствуют последнюю и тянутся к ней. И если нет отца, но есть рядом любой мужчина, который стал убежищем и старшим другом, ребенок не обездолен.

Старший - мужчина для ребенка, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу: от темноты, от непонятного грома, от злой собаки, от "сорока разбойников", от "космических гангстеров", от соседского Петьки, от "чужих"... "Мой папа (или "мой старший брат", или "наш дядя Саша") ка-ак даст! Он самый сильный!"

Те из наших пациентов, которые росли без отца и без старшего - мужчины, рассказывают (разными словами и в разных выражениях) о чувстве, которое одни называли завистью, другие - тоской, третьи - обездоленностью, а кто-то никак не называл, а рассказывал примерно так:

Когда Генка при встрече опять начинал хвастать: "А мне папа конфет привез и еще ружье купит!" - я либо поворачивался и уходил, либо лез драться. Помню, не любил видеть Генку рядом с его отцом. А позднее не хотел заходить домой к тем, у кого есть отец. А вот был у нас пастух дед Андрей, жил один на краю деревни. К нему я ходил часто, но только один, без ребятишек...

Многие дети из тех, у кого не было близкого старшего- мужчины, в подростковый период обрастали острыми шипами преувеличенной склонности к самозащите без необходимости в ней. Обнаруживалась болезненная значимость защиты у всех, кто не получил ее в должной степени в раннем возрасте.

И подростку отец тоже нужен как старший друг. Но уже не убежище, а скорее прибежище, источник самоуважения.

До сих пор наши представления о функции старшего - мужчины в жизни подростка удручающе неверны, примитивны, убоги: "Острастка нужна...", "Дать бы ремня, да некому...", "У-у, безотцовщина проклятая, пропасти на вас нету, страху никакого, без мужиков растут..." До сих пор мы подменяем уважение страхом!

Страх в какой-то мере может - до поры до времени - сдерживать некоторые побуждения. Но на страхе ничего хорошего не может вырасти! Уважение - вот единственно благодатная почва, необходимое условие положительного влияния старшего на подростка, проводник его силы. И это уважение можно вызвать, заслужить, но невозможно выпросить, бесполезно требовать, вменять в обязанность. Заставить уважать силой тоже нельзя. Насилием уважение уничтожается. Холуйство лагерных "шестерок" - не в счет. Мы ведь хотим, чтобы наши дети обладали нормальным чувством человеческого достоинства. Значит, мужчина своим положением старшего обязан почаще смотреться в психологическое и нравственное зеркало: смогут ли дети уважать его? Что возьмут от него? Захочет ли его сын быть похожим на него?

Дети, которые ждут...

Мы иногда видим на экране глаза детей, которые ждут: ждут, что за ними кто-то придет и возьмет к себе, ждут, что кто-то их позовет... Ждут не только детдомовцы. Вглядитесь в лица детей и младших подростков - в транспорте, в очередях, просто на улице. Есть лица, которые сразу выделяются этой печатью ожидания. Вот оно только что жило самостоятельно, независимо от вас, поглощенное своими заботами. И вдруг, почувствовав ваш взгляд, оно как будто просыпается, и со дна его глаз вырастает неосознанный их хозяином вопрос "...Ты? Это ты?"

Возможно, этот вопрос вспыхивал когда-то и в вашей душе. Может быть, и у вас до сих пор не отпущена туго натянутая струна ожидания старшего друга, учителя ... Пусть недолгой была бы встреча, но она жизненно необходима. Неутоленная жажда, потребность в старшем друге- почти как открытая рана на всю жизнь...

Но не поддавайтесь первому, ничем не обеспеченному порыву, никогда не обещайте детям то, чего не сможете дать! Трудно в двух словах сказать об уроне, который терпит неокрепшая детская душа, наткнувшись на наши безответственные обещания, за которыми ничего нет!

Вы спешите по своим делам, среди которых так много места занимают книга, приятельская встреча, футбол, рыбалка, пара пива... Вы проходите мимо мальчишки, который провожает вас взглядом... Чужой? Какое имеет значение, чей он сын! Чужих детей нет. Если он обернулся к вам - ответьте ему дружески, дайте ему хотя бы то немногое, что можете, что вам ничего не стоит: дружеский привет, ласковое прикосновение! Толпа притиснула к вам в транспорте ребенка - оградите его, и пусть из вашей ладони войдет в него добрая сила!

"Я сам", стремление к автономии - это одно. "Ты мне нужен, старший друг" - это другое. Оно редко находит у младшего словесное выражение, но это так! И между первым и вторым нет противоречия. Друг не мешает, а помогает этому "я сам"...

И когда младшие отворачиваются и уходят от нас, защищая свою автономию, шумно протестуют против всего, что исходит от нас, это значит, что мы пожинаем плоды нашего бездумного к ним отношения и, возможно, нашего предательства. Если ближайший старший не хочет научиться быть другом младшему, не хочет понять его насущные психологические нужды, он уже предает его...

Мне очень мешает, что я уже не молода, что я всего лишь женщина, вечно перегруженная чужими бедами. И все же иногда я останавливаю подростков. От незнакомых в ответ на мое "здравствуйте" можно услышать и такое: "А мы здороваемся только со знакомыми!" И затем, горделиво отворачиваясь или уходя: "А с незнакомыми мы не здороваемся!" Но эти же подростки, услышав мое "здравствуйте" второй раз, проявляют любопытство и не спешат уходить... С ними редко кто говорит уважительно и как с равными... У них нет опыта беседы о серьезных вещах, а ведь у них есть свои соображения о многих сторонах нашей жизни! Иногда эти слоняющиеся из подъезда в подъезд юноши напоминают пустые сосуды, которые ждут, когда их наполнят. Некоторые уже не верят, что их кто-то позовет. Да если и позовут - куда?

Мужчины, идите к детям - к своим и чужим, к детям любого возраста! Вы очень нужны им!

Знала я одного учителя-математика - Капитона Михайловича Балашова, который работал до глубокой старости. Где-то уже на исходе девятого десятка лет он оставил школьные классы. Но взял на себя роль дедушки в ближайшем детском саду. Он готовился к каждой встрече, репетировал, собираясь "сказывать сказку", подбирал картинки к ней. Казалось бы, ветхий дед - кому такой нужен? Нужен!! Детишки очень любили его и ждали: "А когда наш дедушка придет?"

Дети - маленькие и большие - ждут вас, даже не отдавая себе отчета. Ждут и те, у кого есть родные отцы. Трудно сказать, кто больше обездолен: те, кто своего отца никогда не знал, или те дети, которые прошли через отвращение, презрение и ненависть к родному отцу...

Как нужно, чтобы кто-то из вас, мужчины, пришел на помощь такому. Таким... Может, один из них где-то поблизости. Станьте хоть на время рядом с ним. Пусть вы останетесь воспоминанием, но войдите в него светлой силой, иначе он может не состояться как человек...