Тест Люшера — описание и интерпретация. Как проводится психологический тест цвета и расшифровка результатов Полный цветовой тест люшера

Инструкция:

Восьмицветный тест Люшера, позволяющий определить, как настоящее психологическое состояние человека влияет на функционирование его организма, определяет желаемые цели и существующие положение дел обследуемого человека. Является наиболее достоверным, так как тест не содержит ни одного вопроса или утверждения, ответ на вопрос происходит подсознательно. Для выполнения теста Вам дважды будет предложено восемь карточек различных цветов, требуется выбрать карточку, с наиболее Вам понравившимся цветом, далее требуется повторить выбор для оставшихся 7-ми цветов. После завершения выбора первых восьми карточек, Вам необходимо на минуту остановиться для отдыха и закрыть глаза. После Вам потребуется выполнить повторно выбор карточек с понравившимися цветами. Над выбором долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. В процессе выполнения второго шага тестирования не пытайтесь вспомнить выбор из первого шага, выбирайте наиболее понравившийся цвет полагаясь на свои чувства.


Психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека.

Казалось бы, что очевидным является суждение о том, что цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, настраивая его в унисон с окружающим миром. Однако эта идея о непосредственном воздействии цвета на психику человека, а тем самым, и имманентности цветовых значений, вызывала и вызывает активное неприятие сторонников социокультурного подхода в объяснении генезиса цветовых ассоциаций. Основным в их подходе является утверждение об опосредованности цветового воздействия предметными связями цвета, необязательно представленными в сознании в развернутой форме, но каждый раз актуализирующимися, когда человек наблюдает тот или иной цвет. В данном случае могут использоваться понятия «латентного обучения», «культурной памяти», и т.д. Тем самым, отношение к цвету целиком и полностью определяется культурно-историческими традициями и обычаями.

Не отрицая роли предметных связей цвета в становлении его значений, следует признать, что ведущим фактором в формировании цветовых значений являются, отнюдь, не они, а объективный характер цветового воздействия на человека, как об этом свидетельствуют данные психофизиологических и психологических исследований.

Методика цветовых выборов Лю́шера - психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: серого (условный номер - 0), тёмно-синего (1), сине-зелёного (2), красно-жёлтого (3), жёлто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и чёрного (7).

Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из восьми цветовых таблиц:

«серого цвета»

«восьми цветов»

таблица 7 форм, соответствующих цветам (исключая чёрный)

«четырёх основных цветов»

«синего цвета»

«зелёного цвета»

«красного цвета»

«жёлтого цвета»

таблица 8 цветов (повторный выбор)

Сама процедура тестирования состоит в упорядочивании цветов испытуемым по степени их субъективной приятности. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения.

Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов.

Результаты цветовой диагностики Люшера позволяют произвести индивидуальную оценку и дать профессиональные рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса и физиологических симптомов, к которым он приводит. Кроме того, тест Люшера предоставляет дополнительную информацию для психотерапии.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании

Собчик, Л. Н. Метод цветовых выборов - модификация восьмицветового теста Люшера: практическое руководство. - СПб. : Речь, 2007. - 128 с.

Цветовой тест Люшера.

1. Цветовой тест Люшера – проективная методика исследования личности. Основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов.По классификации Q-L-T относящийся к Q-данным. Опубликована М. Люшером в 1948 году.

2. Его восьмицветовой тест - методика чрезвычайно интересная, оригинальная по выбору стимульного материала, воздействующего как мощный аккорд одновремено на разные стороны человеческой психики.

Тестовые цвета были подобраны Люшером экспериментальным путем из 4500 цветовых тонов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов.

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах:

1. полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц

2.краткий тест с использованием восьмицветового ряда.

Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования. При этом конечный результат исследования представляет собой не столь обширную информацию по сравнению с затраченным временем и усилиями.

Методика лишена сколько-нибудь серьезного теоретического обоснования. В основе интерпретационного подхода методики, весьма эклектичного, лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоанализа и психосоматики. Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

3 . Процедура обследования протекает следующим образом: испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним таблиц самый приятный цвет, не соотнося его ни с расцветкой одежды (идет ли к лицу), ни с обивкой мебели, ни с чем-либо другим, а только сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Раскладывая перед обследуемым цветовые эталоны, следует использовать индифферентный фон. Освещение должно быть равномерным, достаточно ярким (лучше проводить исследование при дневном освещении). Расстояние между цветовыми таблицами должно быть не менее 2 см. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо.

Номера, присвоенные цветовым эталонам таковы: темно-синий -1, сине-зеленый - 2, оранжево-красный - 3, желтый - 4, фиолетовый - 5, коричневый - 6, черный - 7, серый - 0.

Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две -пять минут, перемешав их предварительно в другом порядке, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым и полностью повторить процедуру выбора, сказав при этом, что исследование не направлено на изучение памяти и что он волен выбирать заново нравящиеся ему цвета так,

как ему это будет угодно.

Дополнительные замечания:

Цветовые карточки, по возможности, следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца. Также необходимо соблюдать следующие четыре правила:

1. Обследуемый должен придерживаться только данных, опробованных в течение многих лет цветовых оттенков и не имеет права представлять себе, например, более светлый, более "красивый" цвет.

2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию.

3. Испытуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. При этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами.

4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин и т.д.

Оговорки.

Необходимо знать, что начиная со школьного возраста, каждый человек может сказать, что один цвет ему более симпатичен, чем другой. Исключение составляют люди (они встречаются довольно редко), которые страдают абсолютным расстройством цветоощущения и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, иногда приходится сталкиваться со следующими оговорками: "Все цвета мне одинаково симпатичны (или одинаково несимпатичны)"; "Необходимо знать, для какой цели следует выбрать цвет: для цветка я бы предпочел один цвет, для автомобиля другой"; "Все зависит от настроения, с которым выбирают"; "Цвета предпочитают или отвергают только потому, что они напоминают о чем-то определенном (например: черный - траур)"; "Для каждого человека цвет имеет разное значение" и т.д.

Такие оговорки встречаются обычно у тревожных испытуемых, полагающих, что есть некоторое "правильное" решение предложенного задания, которое они боятся не найти. Еще одна категория испытуемых, использующая подобные оговорки - люди с замедленной реакцией на новые, нетипичные задания. В этом случае оговорки помогают испытуемому "потянуть время" и освоиться с заданием.

Если принятие решения у испытуемого связано с подобными трудностями, то лучше спросить: "Однако, Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше всего". Если решение в конце концов принято, то дальше дело пойдет без затруднений. Следует также подчеркнуть, что важен индивидуальный выбор, личное мнение и не существует "правильного решения".

Лиц, склонных к колебаниям в принятии решения можно подтолкнуть к выбору вопросом: "Для Вас все цвета одинаково хороши?"

4. Ключи

Обработка данных:

Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары.

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак "+" (плюс), вторая пара - приятные цвета - имеет знак "x" (умножение), третья пара - безразличные цвета - обозначается знаком "=" (равно) и четвертая пара - несимпатичные цвета - получает знак "- " (минус).

Пример . Если у Вас имеется такой выбор:

то надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения х5х4 раскрывают таблицу значений на х5 и считывают значение для х5х4 и т.д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или если значения обоих выборов совпадают.

Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т.е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой.

1 выбор 3 (1 5) (4 0) (6) (2 7)

2 выбор 3 (5 1) (4 0) (6) (7 2)

Для определения знаков существует следующее правило:

первая группа или отдельная цифра имеет знак +;

вторая группа или отдельная цифра имеет знак X;

вся середина имеет знак =;

последняя группа или отдельная цифра имеет знак - .

Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности символизируемой этим цветом.

Понятие аутогенной нормы

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью восьмицветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7 . Эта последовательность была принята М. Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Значение позиций

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

1-е место: самый симпатичный цвет получает знак "устремления" "+". Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый, и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство "покой").

2-е место: оно также имеет знак ""устремления" "+" и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся - "покой").

3,4-е место: оба имеют знак "симпатии" "x" как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние - это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии).

5,6-е место: оно имеет знак "индифферентности" "=". Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы "парят в воздухе". Т.е. индифферентный цвет - это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. (Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность).

7,8-е место: Оба цвета имеют знак "-" как показатель "неприятия". Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т.к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. (Например если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в "покое" существует но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться - значит усугубить неблагоприятное положение вещей).

5. Анализ

Краткая интерпретация значений восьми цветов (по Люшеру).

Серый (0). Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности). На последних позициях 0-й означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед 0-м, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями. Если на первых позициях три цвета 340 (говорит Люшер), то "произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным. Испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения". Среднестатистическая позиция серого цвета 6-я, однако перемещения на 5-ю или 7-ю не являются значимыми. В условиях утомления и стресса 0-й перемещается к началу ряда.

Синий (1) Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, весьма спорно), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Выявляет сензитивность, доверие, самопожертвование, преданность. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый первый (-1) означает "разрывание пут" или желание их разорвать. Сочетание +3-1 означает способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением 1 цвета на иную (помимо первых 3-х) позицию.

Зеленый (2) По Люшеру - это цвет эластичной (упругой) напряженности, выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения "Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение". Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, т.е. "все, что приводит к абстрактному формализму", а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета выявляет невозможность реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений. Компенсация позиции (-2) красным цветом (+3) выражает максимальную напряженность и состояние возбуждения (4-й). Компенсация за счет +4 ("бегство к свободе") представляется более продуктивной, канализирующей возбуждение в форме отвлекающей деятельности. Зеленый означает напряженность на всех позициях кроме 2-й, 3-й и 4-й.

Красный (3) Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это - воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, "сила воли" Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение снижение сексуального влечения. Выбор красного на первое место означает стремление к полноте бытия, лидерские черты, творческое начало, возбужденную деятельность. Отвержение красного свидетельствует о перевозбуждении и истощении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. В качестве компенсации выбора -3 нередко выявляется +1, однако такое сочетание может отражать склонность к кардиологическим расстройствам. Красный выявляет эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.

Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новому, еще не сформировавшемуся. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-е, 7 -е или 8-е место) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, "попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований". Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет "мазохистическое прилипание" к объекту привязанности. Компенсация +2 -4 обрисовывает вариант поведения, при котором защитой служит стремление к высокому социальному статусу, а +3-4 -поиск приключений, активация сексуальности Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях кроме 2, 3, 4 и 5

Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего и красного, объединяет "победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т.е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность". Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентированности. Потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, если 5-й цвет находится на 8-й позиции, и проецируется скорее на предметы (или иные неадекватные прямой потребностной направленности объекты, если продолжить эту мысль), отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, а у детей и беременных женщин - на 1-й и 2-й позициях.

Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. 6-й цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места. Черный (7-й) это -"нет" в противоположность -"да" белого, это "конец, за которым больше ничего нет". 74 в одной группе указывают на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. В первой половине ряда его присутствие выявляет компенсирующее поведение экстремального типа. На первом месте черный цвет говорит о протесте против существующего положения вещей восстающего против судьбы человека, готового действовать опрометчиво и безрассудно. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1-й позиции. 7-й цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

Черный цвет Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничего». Черный передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы. Черный цвет – это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом, как абсолютной свободе (отсюда – безупречность). Знамена анархических и нигилистических союзов всегда были черными. Тот, кто выбирает черный цвет вторым по значимости, – считает, что может отказаться от всего, если он сможет форсировать то, что выражает цвет на первом месте перед черным цветом. Если, например, на первом месте стоит красный цвет, то безудержные переживания должны компенсировать лишения. Если перед черным цветом стоит синий цвет, то покой без напряжений должен воссоздать разрушенную гармонию. Если перед черным цветом стоит серый цвет, то полное отгораживание должно помочь преодолеть невыносимое состояние. Тот, для кого черный цвет наименее приятен, как это и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишение и пугающий дефицит. Так как он почти не может отказаться, то он избегает опасности ставить повышение требования.

6 . Итак, проведенное исследование показало, что метод цветовых выборов представляет собой весьма тонкий психодиагностический инструмент, особенно эффективный при изучении неосознаваемых тенденций и динамики состояния. Независимо от особенностей контингента обследуемых, методика позволяет лучше понять канву эмоциональных переживаний у больных при пограничных психических расстройствах. Но важно также подчеркнуть, что методика выявляет не просто - состояние в связи с той или иной ситуацией, а состояние как реакцию на эту ситуацию конкретного индивида в рамках присущего ему типа реагирования.

» Цветовой тест Люшера

Тест Люшера - описание и интерпретация

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических»; геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых.

Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый - чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный - символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый - активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке. Через 2-3 мин опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто а впервые.

Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй - действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций; первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются + +);

третья и четвертая - предпочтение (обозначаются х х);

пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - -)

На основании анализа более 36 000 результатов исследований М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-я позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-я позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-я позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация;

5-я и 6-я позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации;

7-я и 8-я позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

+ + X X = = - -
3 4 1 0 2 5 6 7

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

Зоны (+ +; х х; = =; - -) образуют 4 функциональные группы.

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и 2 (синий и желтый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркивается их общая черта - субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и 3 (зеленого и красного) указывает на автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов № 3 и 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от cреды. При сочетании цветов № 1 и 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивается благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности (синий цвет) и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства стремлению «вовне», зависимости от среды.

Основные цвета, по мнению Макса Люшера, символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) - потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) - потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) - потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4 (желтый) - потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й - 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6-й - 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов Макс Люшер учитывал, исходя из следующих посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, чем обеспечивается поддержание работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также содействует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет ограждает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности (иногда без четкого осознания ее деталей), ориентацию на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они находятся во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6-ом месте, он обозначается знаком -, и все остальные, что находятся за ним (7-я - 8-я позиции), обозначаются этим же знаком. Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой А над номером цвета и знаком -, например:

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением). В этом случае над цифрой, занимающией 1-е место, ставится буква С. Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

! !! !!!
А А А
2 1 4

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним восклицательным знаком); если цвет в 7- и позиции, ставятся два восклицательных знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставятся три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:

Подобным же образом в тесте Люшера оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один восклицательный знак, если 2-ю позицию, ставится два знака (!!), если первую позицию, ставится три знака (!!!). Таким образом, их может быть 6, например:

!!! !!! !
С С С
+ + +
6 0 7

Считается, что чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

С учетом полученных результатов тестирования целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности.

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком -). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обратите внимание на соотношение первой и восьмой позиций, имеет ли место компенсация, по нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во второй и третьей позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во второй и серый в третьей позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых. Только при таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, ее психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № 6, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения позволяет с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиции «+ +». Первый цвет синий

1+2 (синий и зеленый) - чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, стрессе.

1 +3 (синий и красный) - чувство целостности, активное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

1 +5 (синий и фиолетовый) - небольшое беспокойство, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

1 +6 (синий и коричневый) - чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избежать стресса.

1 +7 (синий и черный) - негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношением к себе, негативное отношение к ситуации.

1 +0 (синий и серый) - негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

Первый цвет зеленый

2 +1 (зеленый и синий) - позитивное состояние, стремление к признанию, к деятельности, обеспечивающей успех.

2 +3 (зеленый и красный) - активное стремление к успеху, к самостоятельным решениям, преодолению преград в деятельности.

2 +4 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание произвести впечатление.

2 +5 (зеленый и желтый) - небольшое беспокойство, стремление к признанию, популярности, желание супервпечатлений, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои поступки.

2 +6 (зеленый и коричневый) - чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

2 +7 (зеленый и черный) - чувство обиды, злости, стремление к жесткости, авторитетности в отношениях.

2 +0 (зеленый и серый) - чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

Первый цвет красный

3 +1 (красный и синий) - деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, впечатлениям, удовольствиям.

3 +2 (красный и зеленый) - деловое возбуждение, активное стремление к цели, преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

3 +4 (красный и желтый) - деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление контактам, расширение сферы деятельности.

3 +5 (красный и фиолетовый) - повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впечатление.

3 +6 (красный и коричневый) - негативное настроние, огорчение из-за неудачи, нежелание лишиться благ приятной ситуации.

3 +7 (красный и черный) - негативное настроение злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

3 +0 (красный и серый) - чувство неудовлетворенности, направленность на рискованное действие.

Первый цвет желтый

4 +1 (желтый и синий) - настроение в общем положительное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаимовыдержке.

4 +2 (желтый и зеленый) - настроение в общем положительное, желание поиска первых путей решения стоящих задач, стремление к самоутверждению.

4 +3 (желтый и красный) - несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активное

4 +5 (желтый и фиолетовый) - небольшая эйфория, стремление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

4 +6 (желтый и коричневый) - негативное настроение, огорчение и потребность в эмоциональной разрядке и отдыхе.

4 +7 (желтый и черный) - весьма негативное настроение, стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

4 +0 (желтый и серый) - негативное угнетенное стояние, стремление выйти из неприятной ситуации, четкое представление о том, как это сделать.

Первый цвет фиолетовый

5 +1 (фиолетовый и синий) - неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

5 +2 (фиолетовый и зеленый) - настороженность, желание произвести впечатление.

5 +3 (фиолетовый и красный) - некоторое возбуждение, увлеченность, активное стремление произвести впечатление.

5 +4 (фиолетовый и желтый) - возбуждение, фантазирование, стремление к ярким событиям.

5 +6 (фиолетовый и коричневый) - возбуждение, направленность на сильные эмоциональные переживания.

5 +7 (фиолетовый и черный) - негативное состояние.

5 +0 (фиолетовый и серый) - напряжение, стремление оградить себя от конфликтов, стресса.

Первый цвет коричневый

6 +1 (коричневый и синий) - напряжение, страх одиночества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

6 +2 (коричневый и зеленый) - чувство беспокойства, стремление к строгому контролю над собой, чтобы избежать ошибки.

6 +3 (коричневый и красный) - активное стремление к эмоциональной разрядке.

6 +4 (коричневый и желтый) - утрата веры в положительные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

6 +5 (коричневый и фиолетовый) - чувство неудовлетворенности, стремление к комфорту.

6 +7 (коричневый и черный) - негативное состояние, разочарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

6 +0 (коричневый и серый) - весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

Первый цвет черный

7 +1 (черный и синий) - весьма негативное состояние, стремление уйти от проблем («оставили бы в покое».

7 +2 (черный и зеленый) - возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

7 +3 (черный и красный) - сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.

7+4 (черный и желтый) - весьма негативное состояние, отчаяние, суицидные мысли.

7 +5 (черный и фиолетовый) - напряженность, мечты о гармонии.

7 +6 (черный и коричневый) - возбуждение, постановка нереальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, неблагоприятных ситуаций.

7 +0 (черный и серый) - чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность.

Первый цвет серый

0 +1 (серый и синий) - негативное состояние, желание спокойной ситуации.

0 +2 (серый и зеленый) - негативное состояние, ощущение враждебности окружающих и желание оградиться от среды.

0 +3 (серый и красный) - негативное состояние, возвышенные требования к окружающим, не всегда адекватная активность.

0 +4 (серый и желтый) - негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.

0 +5 (серый и фиолетовый) - чувство беспокойства и настороженности, стремление скрыть это чувство.

0 +6 (серый и коричневый) - весьма негативное стояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

0 +7 (серый и черный) - весьма негативное состояние, обида, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

Позиции «- -». Первый цвет серый

О -1 (серый и синий) - чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности.

О -2 (серый и зеленый) - эмоциональная напряженность, желание выйти из неблагоприятной ситуации.

О -3 (серый и красный) - раздраженность, чувство беспомощности.

О -4 (серый и желтый) - тревожность, неуверенность в своих силах.

О -5 (серый и фиолетовый) - небольшое контролируемое возбуждение.

О -6 (серый и коричневый) - тревожность, неуверенность в своих силах, но при этом завышенная требовательность, желание достичь признания своей личности.

0 -7 (серый и черный) - отрицание каких-либо ограничений своей личности, активное стремление к деятельности.

Первый цвет синий

1 -2 (синий и зеленый) - сильное напряжение, стремление избавиться от негативного стрессового состояния.

1 -3(синий и красный) - сильное напряжение, чувство беспомощности, желание выйти из эмоциональной ситуации.

1 -4 (синий и желтый) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональные негативные переживания, чувство беспомощности.

1 -5 (синий и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессу, сложность взаимоотношений, чувство ограниченности в возможностях, нетерпеливость.

1 -6 (синий и коричневый) - эмоциональная неудовлетворенность, самоограничение, поиск поддержки.

1 -7 (синий и черный) - состояние, близкое к стрессу, эмоциональная неудовлетворенность, стремление уйти из психогенной ситуации.

1 -О (синий и серый) - несколько угнетенное состояние, тревожность, ощущение бесперспективности.

Первый цвет зеленый

2 -1 (зеленый и синий) - угнетенное состояние неверие в свои силы, стремление уйти из неприятной ситуации.

2 -3 (зеленый и красный) - сильное возбуждение, тягостные переживания, отношения со средой считает для себя враждебными, возможны аффективные поступки.

2 -4 (зеленый и красный) - состояние, близкое к фрустрации, чувство разочарования, нерешительность.

2 -5 (зеленый и фиолетовый) - состояние, близкое к стрессовому, чувство оскорбленного достоинства, неверие в свои силы.

2 -6 (зеленый и коричневый) - состояние, близкое к стрессовому, неадекватно повышенный самоконтроль необоснованное стремление к признанию.

2 -7 (зеленый и черный) - состояние фрустрации за ограничения амбициозных требований, недостаточная целеустремленность.

2 -0 (зеленый и серый) - состояние фрустрации, раздраженность из-за ряда неудач, снижение волевых качеств:

Первый цвет красный

3 -1 (красный и синий) - подавляемое возбуждение, раздражительность, нетерпеливость, поиск выхода из негативных отношений, сложившихся с близкими людьми

3 -2 (красный и зеленый) - состояние стресса из-за неадекватной самооценки.

3 -4 (красный и желтый) - мнительность, тревожность, неадекватная оценка среды, стремление к самооправданию.

3 -5 (красный и фиолетовый) - состояние стресса из-за за неудачных попыток достичь взаимопонимания, чувство неуверенности, беспомощности, желание сочувствия.

3 -6 (красный и коричневый) - сильное напряжение, вызванное иногда сексуальным самоограничением, отсутствие дружеских контактов, неуверенность в своих силах.

3 -7 (красный и черный) - состояние стресса из-за глубокого разочарования, фрустрация, чувство тревожности, бессилия решить конфликтную проблему, желание выйти из фрустрирующей ситуации любым путем, сомнение в том, что это удастся.

3 -0 (красный и серый) - сдерживаемое возбуждение, чувство утрачиваемой перспективы, вероятность нервного истощения.

Первый цвет желтый

4 -1 (желтый и синий) - чувство разочарования, состояние, близкое к стрессу, стремление подавить негативные эмоции.

4 -2 (желтый и зеленый) - состояние нерешительности, тревожности, разочарования.

4 -3 (желтый и красный) - состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, сомнения в успехе, претензии, не подкрепляемые реальными возможностями, самооправдание.

4 -5 (желтый и фиолетовый) - эмоциональное разочарование и чувство беспокойства, тревоги, разочарования.

4 -7 (желтый и черный) - напряженность, чувство неуверенности, настороженности, стремление избежать контроля извне.

4 -0 (желтый и серый) - напряженность, чувство боязни потерять что-то важное, упустить возможности, напряженное ожидание.

Первый цвет фиолетовый

5 -1 (фиолетовый и синий) - чувство неудовлетворенности, стимулирующее к активности, стремление к сотрудничеству.

5 -2 (фиолетовый и зеленый) - стрессовые состояния из-за неосуществившегося самоутверждения.

5 -3 (фиолетовый и красный) - стрессовое состоя из-за неудач в активных, иногда необдуманных действ!

5 -4 (фиолетовый и желтый) - настороженность, подозрительность, разочарование, замкнутость.

5 -6 (фиолетовый и коричневый) - стресс, вызванный нарушением желательных взаимоотношений, повышенная взыскательность к другим.

5 -7 (фиолетовый и черный) - напряжение из-за ограничения в самостоятельных решениях, стремление к взаимопониманию, откровенному выражению мыслей.

5 -0 (фиолетовый и серый) - проявление нетерпения, но в то же время стремление к самоконтролю, вызывает некоторое эмоциональное возбуждение.

Первый цвет коричневый

6 -1 (коричневый и синий) - негативное состояние, чувство неудовлетворенности из-за недостаточного признания заслуг (реальных и предполагаемых), стремление к самоограничению и самоконтролю.

6 -2 (коричневый и зеленый) - негативное состояние из-за чрезмерного самоконтроля, упрямое желание выделиться, сомнения в том, что это удастся.

6 -3 (коричневый и красный) - стрессовое состояние из-за подавленности эротических и других биологических потребностей, стремление к сотрудничеству для выхода из стресса.

6 -4 (коричневый и желтый) - напряженность стремления скрыть тревогу под маской уверенности и беспечности.

6 -5 (коричневый и фиолетовый) - негативное состояние из-за неудовлетворенного стремления к чувствственной гармонии.

6 -7 (коричневый и черный) - стремление уйти из подчинения, негативное отношение к различным запретам.

6 -0 (коричневый и серый) - стрессовое состояние из-за подавления биологических, сексуальных потребностей

Первый цвет черный

7 -1 (черный и синий) - состояние беспокойства в связи со скрываемым желанием получить помощь, поддержку.

7 -2 (черный и зеленый) - состояние, близкое к фрустрации из-за ограничения свободы желаемых действий, стремление избавиться от помех.

7 -3 (черный и красный) - стрессовое состояние, вызванное разочарованием в ожидаемой ситуации, эмоциональное возбуждение.

7 -4 (черный и желтый) - стрессовое состояние из-за боязни дальнейших неудач, отказ от разумных компромиссов.

7 -5 (черный и фиолетовый) - поиски идеализированной ситуации.

7 -6 (черный и коричневый) - стрессовое состояние из-за неприятных ограничений, запретов, стремление сопротивляться ограничениям, уйти от заурядности.

7 -0 (черный и серый) - стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

Первый цвет серый

0 -1 (серый и синий) - некоторое напряжение, стремление противостоять негативным чувствам.

0 -2 (серый и зеленый) - негативное состояние в связи с перенапряжением, переутомлением.

0 -3 (серый и красный) - подавляемое беспокойство, возможность аффективных действий, раздражительность.

0 -4 (серый и желтый) - чувства тревожности, неуверенности.

0 -5 (серый и фиолетовый) - напряжение в связи с подавлением чувственных переживаний.

0 -6 (серый и коричневый) - стремление выйти из неблагоприятной ситуации, несколько завышенная самооценка.

О -7 (серый и черный) - стремление выйти из неблагоприятной ситуации, надежда на хорошие перспективы в будущем.

Макс Люшер составил специальную таблицу, в которой отмечены сочетания цветов в разных позициях, предполагающие отражение конфликтов, переживаемых испытуемыми (не касаясь причины, мотивов этих конфликтов). Рассмотрим две первые и две последние позиции с набором цветов, отражающие серьезные конфликты:

Позиции 1,2 7,8
0 4 XX 0 1 XX
0 6 XX 0 2 XXX
0 7 XXX 0 3 XX
1 7 XX 0 4 XX
2 7 XX 1 2 XXX
3 7 XX 1 3 XXX
4 0 XX 1 4 XXX
4 6 XX 2 0 XX
4 7 XX 2 1 XXX
6 0 XX 2 3 XXX
6 4 XX 2 4 XXX
6 7 XXX 3 0 XX
7 0 XXX 3 1 XXX
7 1 XX 3 2 XXX
7 2 XX 3 4 XXX
7 3 XX 3 5 XX
7 4 XX 4 1 XXX
7 5 XX 4 2 XXX
7 6 XX 4 3 XXX
5 3 XX
6 3 XX
7 3 XX

Еще о тесте Люшера:

  1. Стимульный материал для Восьмицветного теста Люшера (PDF-файл с изображением 8 карточек, которые можно распечатать на принтере).

© Psyfactor, 2005 г.

Цветовой тест Люшера - это психологический тест, изобретенный швейцарским психологом Максом Люшером в 1947 году и принадлежащий к проективным методикам оценки личностных качеств.

Подробнее

Методика цветовой диагностики Люшера основана на субъективном отношении каждого человека к различным цветам, что позволяет довольно точно и объективно оценить его состояние в момент прохождения теста. Поскольку симпатия к цвету основана на бессознательных процессах, тест Люшера значительно выигрывает в точности по сравнению с опросными проективными тестами.

Методика Люшера позволяет определить уровень Вашей стрессоустойчивости, насколько удовлетворены Ваши потребности, свойственные Вам методы решения проблем, скрытые источники стресса и нервной напряженности и дать рекомендации для их нивелирования.

Почему на сайте lmlnews самый точный тест Люшера?

Важно понимать, что Макс Люшер оттачивал метод восьмицветового теста на швейцарских пациентах, которые очень сильно отличаются культурно-историческими традициями и обычаями от славян, что несомненно оставляет свой отпечаток и на цветовых предпочтениях.

Именно поэтому в интерпретации этого теста мы ориентировались на работы Людмилы Николаевны Собчик - российского психолога, научного руководителя Института прикладной психологии, что позволило адаптировать результаты теста к реалиям современного российского и постсоветского пространства.

А вот и сам тест Люшера онлайн:

А теперь расслабьтесь, забудьте о всех Ваших цветовых предпочтениях, о самом модном цвете одежды этого сезона, забудьте какой цвет Ваш любимый и какого цвета Вы хотите машину и просто выбирайте самый приятный для Вас цвет из предложенных. После Вашего выбора эта карточка исчезнет, повторяйте свои действия пока не выберете все предложенные цвета:

Процедура проведения теста

Существует две разновидности теста — полный и краткий. При применении краткого теста используется таблица с набором карточек восьми цветов — темно-синего, серого, зеленого, красного, желтого, фиолетового, коричневого и черного. Тестируемому предлагается дважды выбрать цвета от наиболее субъективно приятного до наименее для повышения точности результатов. В полном варианте теста испытуемому поочередно предлагается семь цветовых таблиц — «8-ми цветов», «4-х основных цветов», «серого цвета», «синего цвета», «зеленого цвета», «красного цвета» и «желтого цвета».

Особенности реализации и методика

Макс Люшер предположил, что цветовые предпочтения человека не постоянны, а формируются в конкретный момент времени под воздействием психологических факторов. Особенность проведения теста состоит в необходимости убедить тестируемого отвлечься от любых возможных цветовых ассоциаций, модных тенденций, общественно мнения, традиций и выбирать наиболее приятные цвета исходя исключительно из личных предпочтений.

Достоинства и недостатки теста Люшера

Главным достоинством теста Люшера является его несомненная польза как источника дополнительной информации для опытного психотерапевта или психолога. «Бессознательный» выбор предпочитаемых цветов позволяет существенно снизить порог намеренных манипуляций со стороны тестируемого по сравнению с другими когнитивными тестами, требующими сознательного выбора ответа. Таким образом специалист получает больше информации о подсознательных тревогах и страхах, о том какими чертами характера человек обладает на самом деле и какими хотел бы обладать. Скорость получения и обработки данных и глубина возможного анализа также являются несомненным преимуществом его использования.
К недостаткам теста Люшера можно отнести необходимость корреляции результатов с имеющимися статистическими данными по конкретному региону, ведь традиции каждой страны оказывают неоспоримое влияние на цветовые предпочтения индивидуума.

Основные цвета это те цвета которые должны входить в первые пять позиций раскладки при желании получить положительный результат теста. Вот эти цвета выбора:

    Синий – означает, что тестируемый находится в состоянии удовлетворенности и спокойствия, у него ясный ум и он является консерватором. При отрицании данного цвета (установки его на последнею позицию) можно предполагать что у человека имеются определенные переживания;

  • Зеленый – характеризует тестируемого как настойчивого и уверенного в себе, но иногда упрямого человека. Отрицание зеленого цвета характеризует человека как безответственного не желающего работать;

  • Красный – говорит о том что у человека присутствуют лидерские качества и он способен к некоторой агрессии, обладает большой силой воли. Отрицание данного цвета означает что тестируемый пассивен и не энергичен;

  • Желтый – символизирует дружелюбие, веселый и легкий характер, а так же активность и экспансивность. Постановка данного цвета на последние позиции будет означать нелюдимость человека и предпочитающего работать в одиночку.
  • Мы перечислили основные четыре цвета теста Люшера , которые должны находиться на первых позициях для достижения положительного результата теста.

    Далее поговорим о четырех дополнительных цветах характеризующих негативные настроения и не хорошие настроения и свойства характера тестируемого. Данные цвета желательно располагать на последних позициях, для достижения положительного результата теста.

    Итак мы перечислили характеристики восьми цветов, входящих в тест Люшера как правильно расположить цвета для достижения положительных результатов теста.

    Три основных правила как пройти правильно тест Люшера:

  1. Варианты не должны в точности повторять друг друга, но и не должны кардинально отличаться друг от друга;
  2. На первых четырех позициях должны стоять четыре основные цвета (Синий, Зеленый, Красный, Желтый) каждый человек выбирает по своему характеру какой цвет ему ближе или краше;
  3. Отвечайте так как вы считаете правильным, даже если вам удастся пройти положительно все тесты, на личном собеседовании психолог выявит все ваши положительные и отрицательные черты характера и будет не стыковка, вас заподозрят в неискренности ответов в тесте и забракуют.

faultCode 0 faultString Notice:Undefined variable: adsense_blok2 in /var/www/www-root/data/www/сайт/test-lyushera.html on line 121

Данный тест очень часто применяют при устройстве на работу в силовые структуры такие как МВД, МЧС, ФСБ (прохождение ЦПД), государственные учреждения, а так же и многие частные компании, для того что бы определить общее состояние, настроение и возможность заниматься той или иной деятельностью устраивающего на службу или работу.

Сфера применения данного теста довольно широка. Так интерпретация и расшифровка результатов теста Люшера , применятся врачами для определения склонности к шизофрении человека, так же для определения эмоциональных состояний детей применяется тест Люшера для дошкольников, младшего школьного возраста, школьников и подростков.