Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона. Любимые игры с малышом: ладушки и пальчиковые игры, потешки и прибаутки «Сидит белка на тележке»

Потешки для самых маленьких – это коротенькие, ритмичные стихи, которые, как правило, не несут в себе глубокого смысла. Некоторые молодые мамы задаются вопросом: зачем нужны потешки? Приносят ли они какую-то пользу малышу? Специалисты по раннему развитию уверенно отвечают: да! О значении потешек для самых маленьких – в материале ниже.

Чем полезны потешки для самых маленьких?

1. Успокаиваем или забавляем малыша

Маленький ребенок воспринимает стихи гораздо лучше, чем обычную речь (что, впрочем, верно и для взрослого человека). представляют собой четко рифмованные стихи с ясным и простым ритмическим рисунком. Слыша такую речь, произнесенную родным и знакомым голосом, малыш успокаивается и прислушивается. Если озвучивать потешку с веселой, задорной интонацией – это развеселит карапуза, а если произносить слова медленно, задумчиво, можно успокоить малыша, подготовить ко сну, снять дневное перенапряжение.

2. Учим с ребенком слова и тренируем его память

Состоят из простых, легко произносимых слов. Даже если эти слова пока еще не понятны малышу, он запомнит их, а позже попытается произнести. Запоминая короткий веселый стишок, ребенок развивает память и внимание, активно работает речевой центр его головного мозга.

3. Знакомим малыша с окружающим миром

Сюжет большинства потешек для самых маленьких носит бытовой характер и знакомит ребенка с окружающим миром, с его предметами и событиями.

4. Учим ребенка каким-либо действиям

Некоторые потешки для самых маленьких направлены на то, чтобы в игровой форме научить малыша какому-либо полезному действию. Есть потешки, которые мама может произносить, занимаясь с грудничком гимнастикой, например:

Ты, мышонок, потянись,
Маме, кроха, улыбнись!
А теперь давай, дружок,
Повернемся на бочок!

Есть потешки, помогающие малышу умываться, одеваться, и т.д.

Тексты потешек для самых маленьких

Наверное, самые популярные потешки для малышей – «Ладушки, ладушки, где были – у бабушки » и «Идет коза рогатая »:



«Ладушки»

Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

Но есть и не очень популярные потешки, не менее забавные и полезные для развития малыша. Далее мы приведем тексты потешек для самых маленьких, объединенных по смыслу.

Потешки о животных



«В этом домике»

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

«Улитка-улитка»

Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

«Черепаха»

Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Никого я не боюсь.

«Лебёдушка»

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.

Потешки о частях тела (рассказывая, нужно показывать ребенку его пальчики, ножки, ручки – по смыслу потешки)



«Ножки, ножки, где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили.
- А вы, ручки, помогали?
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

«А где наши ручки?»

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у крохи рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки -
мягкие подушки.
Покажи-ка язычок
Пощекочем твой бочок.
Ай люли люли люли
Кроху маме принесли.
Кроха маааааленький
Кроха маааменькин.
(Вместо «Кроха» подставляем имя малыша).

«Пальчик - мальчик, где ты был?»

Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!

«Раз, два три четыре пять!»

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

***
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Потешки про умывание


***
Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

***
Водичка, водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

***
Чище мойся, воды не бойся!
Кран откройся, нос умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Мойся шейка, хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
грязь смывайся,
Грязь смывайся!

***
Ой-ой-ой-ой,
Ой, кто голенький такой?
Кто купаться пошел?
Кто водичку нашел?

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!

Потешки про первые шаги


***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт.

***
Топ, топ, топотушки...
Удивляются игрушки,
На окошко прыгнул кот:
Оля по полу идет!
Ходит не ладошками,
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивлена,
Что не падает она!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Потешки про еду


***
Трушки ту-тушки!
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушке
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.

***
Лепим, лепим пирожки,
Замесили из муки,
Сели мы на лавочку,
Угостили бабушку,
Побежали в огород,
Там собрался весь народ,
Вот котёнку пирожок,
Вот утёнку пирожок,
И сыночку на зубок.

***
В печи калачи,
Как огонь горячи.
Для кого печены?
Для деточки калачи,
Для деточки горячи.

***
Ай тата, тата, тата!
Пожалуйте решета:
Мучки просеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки
Затеем оладушки,
Испечём блинка,
Покормим сынка!

***
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашку съест,
Вырастут все зубки.

***
Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл.
На печи калачи
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

Потешки для самых маленьких хороши не только для развлечения. Они знакомят малышей с окружающим миром, тренируют память, учат звукам и словам. Потешки отлично запоминаются, а если мама не вспомнила подходящий стишок – она легко может придумать его сама! Желаем Вам и Вашим малышам прекрасного настроения!

Сегодня большинство молодых мам и пап знают о пользе пальчиковых игр. Игры с пальчиками стимулируют процесс речевого и умственного развития. Об этом свидетельствуют и исследования физиологов, и опыт многих поколений. На этой страничке, наряду с пальчиковыми, собраны разнообразные веселые игры, которые также очень важны для развития малыша первых лет жизни. Это и «Коза рогатая», и умывалки с пробуждалками, и многое-многое другое. Наши с вами бабушки и дедушки придумали очень много интересных потешек для детей, с которыми и одеваться веселее, и кушать быстрее, и делать первые шаги легче.
«Пробуждалки» (с рождения) Потягушечка-дорогушечка Гони прочь дремушку! (Имя) встань, поднимись, Подбоченься, подбодрись, Оглянись по сторонам - Идет солнце в гости к нам! Потягушеньки-порастушеньки! А в ножки - ходушеньки, А в ручки - хватушеньки, Поперек - толстушеньки, А в ушки - слышушеньки, А в глазки - глядушеньки, А в носик - сопушеньки, А в ротик - говорок, А в головку - разумок! «Умывалки» (с рождения) Водичка, водичка, Умой (имя) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Причесывая девочку , приговариваем:
Уж я косу заплету,
Уж я руссу заплету.
Я плету, плету, плету.
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
«Ладушки» Учим малыша раскрывать кулачки - «хлопаем» кулачками и приговариваем: (с 1 месяца) Вьюшки, вьюшки, Вьюшки вью, Колотушки колочу, Приговариваю. К 3 месяцам от постукивания кулачками переходим к игре в похлопывание ладошками , для начала можно похлопывать ладошкой малыша о мамину руку. Хлоп, хлоп, ты ладошечка, Хлоп, хлоп, моя крошечка! Примерно к 8 месяцам большинство малышей уже готово самостоятельно играть в ладушки. Но иногда, игры в «Ладушки» начинают нравиться ребенку только 1-1,5 годам. «Ладушки» (русская народная песенка) - Ладушки, ладушки! - Где были? - У бабушки. - Что ели? - Кашку. - Что пили? - Бражку. Кашка масленькая, Бражка сладенькая, Бабушка добренькая. Попили, поели, Домой полетели, На голову сели, Ладушки запели. (можно говорить: «Шу полетели, на головку сели») (положить ручки малыша на головку) Потешки для гимнастики Ладошка-локоток, Ладошка-локоток, Локоток-ладошка, Будь здорова крошка! (приговаривают девочке) Расти крепеньким, сынок! (приговаривают мальчику) (при поглаживании ручек ) Трушечки-потрушечки, Пекла бабка ватрушечки, Ватрушечки, колобушечки. (делая массаж малышу можно приговаривать, делая поглаживание и растирание ) Тяни холсты, потягивай, В коробочку накладывай. (Для пассивных упражнений , например, скрещивания рук на груди. Если ребенок уже умеет самостоятельно садиться, рассказывая про холсты, можно поиграть в следующую игру. Посадите малыша себе на колени, так чтобы его ножки обхватывали вас. Выпрямите свои ноги, держа их немного на весу. Ребенок должен держаться за ваши пальцы. Положите малыша себе на ноги, а затем немного помогая ему и потягивая за ручки помогите ему вернуться в вертикальное положение и сесть. Это хорошее упражнение для мышц спины и пресса) Есть такая бесконечная сказочку про сову, перед сказыванием которой деткам говорили: «Слушай и не перебивай!» Летела сова - Веселая голова . Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела. Вот она летела, летела, На березку села, Хвостиком повертела, По сторонам поглядела, Песенку спела И опять полетела. (Сказывать дальше?) Сказка эта докучная конечно, но рифма малышам обычно очень нравится. Поэтому, ее вполне можно использовать при выполнении различных упражнений во время занятий гимнастикой, а также для занятий на мяче (шаре Бобаса). Ути плавали , ути плавали… (движение руками встроны) Шу, полетели, на головку сели. (положить ладошки малыша на голову) Шагаем вместе Когда малыш делает первые шаги, взрослый приговаривает: "Топ-топ" Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ. А маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ, топ.

«В ямку бух»
Ребенка сидящег о на коленях, взрослый покачивает, имитируя поездку по кочкам, а при слове: «бух», изображает падение в ямку.
Ехали мы, ехали,
За шишками, орехами
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
А потом по кочкам, по кочкам,
По узеньким дорожкам.
Вприпрыжку, вприскочку
В ямку бух!
Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
И в ямку - бух!

«Сорока-белобока»
Водим указательным пальцем по ладошке малыша, приговариваем, загибаем пальчики малыша по одному, начиная с большого, в конце прибаутки теребим мизинчик.
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Он в лес ходил.
Этому дала,
Он дрова рубил.
Этому дала,
Он воду носил.
Этому дала,
Он печь топил.
А самому маленькому ничего не дала.
В лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил.

Кушаем
Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает: Ай, люленьки, люленьки, Прилетели гуленьки. Стали гули говорить, Чем же (имя) накормить? Один сказал: «Кашкою!», Другой: «Простоквашкаю!», Ну, а третий: «Молочком И румяным пирожком!»

Сорока-белобока, где была?
- Далеко. Кашу варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.

Прибаутка от икоты
Икота, икота,
Поди на Федота,
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.
(иногда добавляют: а со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото)
Приговаривая, взять ребенка на руки лицом к себе в вертикальном положении. Прижав к себе, поглаживать и слегка похлопывать по спинке малыша.

На прогулке

На качелях.
Есть качели на лугу - Вверх, вниз! Вверх, вниз! (или кач-кач, кач-кач)
Я качаться побегу- Вверх, вниз! Вверх, вниз! (или кач-кач, кач-кач) Когда малыш прыгает и скачет: Баба сеяла горох. Прыг-скок, прыг скок! Закружился потолок. Прыг-скок, прыг скок! Баба встала на носок, а потом на пятку, А потом пошла плясать весело в присядку. Баба сеяла горох и сказала громко: «Ох!»
Эта веселая прибаутка также любима
для игр в воде.

Если малыш плачет
Ты не плачь, не плачь, не плач,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

«Коза рогатая»
Взрослый изображает пальцами руки рога, припевает и немного щекочет малыша.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками - топ, топ!
Глазками - хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает!

Игры с детьми от 1,5 лет
Взрослый рассказывает или припевает и показывает, что малышу делать. Малыша в такой игре называют, например, заинькой, который молча повторяет за взрослыми все движения.
В такие игры также могут играть с малышами старшие ребята, например, братья и сестра. Если детей много, то они могут встать вокруг младшего вкруг и водить хоровод.

«Синица» Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. (попрыгать) Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок, (обернуться вокруг себя) Чуть присела на минутку, (присесть на корточки) Почесала клювом грудку (носиком вправо-влево наклоняя голову) И с дорожки на плетень, (встать и попрыгать) Тили-тень, тили-тень. «Заинька» Заинька, выходи, серенький, выходи! Вот так, вот сяк выходи! Вот так, этак выходи! (заиньке показывают, как надо выходить, например, на середину круга) Заинька погуляй, серенький погуляй! Вот так, вот сяк погуляй! Вот так, этак погуляй! (несколько шагов то в одну, то в другую сторону) Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой! Вот так, вот сяк топни ножкой!
Вот так, этак топни ножкой! (несколько раз топнуть ножкой) Заинька повернись, серенький повернись! Вот так, вот сяк повернись! Вот так, этак повернись! (обернуться вокруг себя) Заинька руки в боки, серенький руки в боки! Вот так, вот сяк руки в боки! Вот так, этак руки в боки! (положить руки на талию) Заинька поскачи, серенький поскачи! Вот так, вот сяк поскачи! Вот так, этак поскачи! (попрыгать) Заинька попляши, серенький попляши! Вот так, вот сяк попляши! Вот так, этак попляши! (изобразить какое-нибудь танцевальное движение) Заинька поклонись, серенький поклонись! Вот так, вот сяк поклонись! Вот так, этак поклонись! (заинька кланяется и игра заканчивается) «Каравай» (игра для малышей в день рождения и не только) Чтобы малышам было понятно, во что они играют, им следует рассказать, что каравай - это такой большой круглый хлеб. Одного из малышей ставят на середину круга, остальные берутся за руки и водят вокруг него хоровод, припевая: Как на (имя ребенка) именины (или день рождения) Испекли мы каравай! Вот такой вышины! (поднять руки) Вот такой нижины! (опустить руки и наклониться) Вот такой ширины! (раздвинуть круг шире) Вот такой ужины! (сузить круг) Каравай, каравай, Кого любишь, выбирай! После последних слов, ребенок, вокруг которого водили каравай, выбирает любого из водящих хоровод и меняется с ним местами. Выбирая себе замену, взрослые и старшие дети могут приговаривать: «Я люблю, конечно, всех, но вот эту (или имя игрока) больше всех!». Игра повторяется снова и снова, пока есть желание «водить каравай»! «Пальчиковые игры» Не последнее значение, на мой взгляд, имеет то, что малыши в процессе таких игр учатся с помощью жестов показывать различные определения и действия, изображать животных и предметы. Пальчиковые игры вполне можно придумать самим, читая детские стихи и запевая песенки, попробуйте показать какие рожки у коровы, коготки у котика, что корова большая, а котик маленький. Несложно изобразить, что кто-то спит или плачет, а с помощью большого пальца показать какое у вас хорошее настроение. Малыши часто сами придумывают себе свою пальчиковую гимнастику, например: нажимают пальчиками (указательными пальцами рук) на клавиши фортепиано или изображают указательным и средним пальцами танцующего человечка. «Большой пальчик» Сожмите ручку малыша в кулачек и поднимите большой палец, приговаривая: Этот пальчик самый главный. Он у (имя) для того, Если спросят: «Как дела?» Громко ты ответишь: «Во!»
«Салатик» - Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу) - Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладони по столу) - Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой) - Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик) - Мы салатик жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки) - Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту) «Пароход» «Пароход плывет по речке и пыхтит он будто печка: пых-пых-пых-пых» (Приложить ладошку к ладошке, большие пальцы поднять вверх. Пароходики могут не только плавать по столу, но и встречаться и знакомиться.) «Топ-топ» - Большие ноги шли по дороге, (стучим то правой, то левой ладошкой по столу изображая шаги) - Топ-топ, топ-топ. - А маленькие ножки бежали по дорожке, (стучим всеми 10 пальчиками по поверхности стола, изображая топот множества меленьких ног) - Топ-топ-топ-топ. «Замок» Скрепляем кисти рук - пальчик через пальчик, и получается замок. - На двери весит замок, кто его открыть бы мог? - Потянули-потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы) - Покрутили-покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы) - Постучали-постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы) - Оп, замочек и открылся (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны). «Скворечник» Делаем руками над головой домик - соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны. - Из скворечника торчат клювы (показываем клювы соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду) - Клювик раз (показываем клюв одной рукой), клювик два (показываем клюв другой рукой) - Лапка, лапка (кладем поочередно руку на стол растопырив пальчики), голова (делаем «замок»). - Кук и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной). «Цветы» Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком). - Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони) - Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру) - Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону) - Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу) - Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову) «Мишка» - Как на горке (показать руками жест - горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку) - И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой) - А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя) - Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту) «Еж» - Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики) на пригорке (показать руками жест - горку) - Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики - иголки) устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки) - А под листьями шуршат пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)

«Воздушный шарик»
Надувают пальцы шар, (складываем ладошки, дуем на них)
Он становится большой. (пальчики сгибаем, ладошки принимают форму шара)
Шарик лопнул, воздух вышел - (хлоп, складываем ладошки)
Стал он тонкий и худой. (руки со сложенными ладошками поднимаем змейкой вверх, изображаем, как летит шарик, когда из него выходит воздух)

Возник разговор про игры с хлопками - то есть ладушки для детей постарше.
Если посмотреть - это прекрасные игры с самых разных сторон:
- тут и координация движений
- тут и синхронизация работы полушарий головного мозга
- и проработка ритма речи
- и просто память
- и артикуляция
- и развитие произвольности
- и внимание тренируется
да и просто это весело и забавно
А главное, для этой игры НИЧЕГО не нужно с собой иметь. То есть можно играть практически везде!

В этих играх важны не только движения, но и тексты, которые мы произносим. Можно приспособить любые считалочки или детские стихи. Но в моем детстве это были совершенно особенные тексты.
И вот я решила собрать, во что играем мы, во что еще можно играть

Играть можно вдвоем, тут возможны разные движения
-две ладони вместе
- ладонями попадаем в раскрытые ладони партнера
- удары ладонями наискосок
- один ставит руки ладонями вверх, второй хлопает сверху по ним
- одна рука повернута ладонью, вторая наоборот - накрывает ладонь партнера

Играть можно по кругу : правая ладонь поверх левой ладони соседа
Каждое слово - хлопок своей рукой поверх ладони соседа слева. Ну и на последнее слово руку надо было убрать, а предпоследний, соответственно, должен был прихлопнуть.

Но самое интересное - это те тексты, которые нужно было произносить:)

Начну с воспоминаний моего детства. Этой приговорке меня научила бабушка, а она ее знала с детства (если учесть, что в детстве бабушка жила в Китае - родители служили на КВЖД - то интересно, откуда все-таки корни)
***
Жили-были три японца
Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони
Жили-были три японки
Ципи, Ципи-Дрипи, Ципи-Дрипи-Тримпомпони
Женился Як на Ципи,
Як-Цидрак на Ципи-Дрипи
Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони на Ципи-Дрипи-Тримпомпони
Родились у Яка с Ципи - Шах
Як-Цидрака с Ципи-Дрипи - Шах -Шадрах
У Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони с Ципи-Дрипи-Тримпомпони -
Шах-Шадрах-Шадрах-Шетрони

я знаю несколько вариаций на эту тему. Например
жили были три японца:
Як, Як-Драк, Як-Драк-Дрони,
Вот они переженились:
Як на Цыпе, Як-Дран на Цыпе-Дрыпе, Як-Драк-Дрони на Цыпе-Дрыпе-Лимпомпони
Вот у них родились дети:
Шах, Шах-Шарах, Шах-Шарах-Шарони
Сидели на балконе, чай пили ложки били по японски говорили:
Чаби, Чаряби, Чаряби-Чаби-Чаби

есть вариант имен, и уже это не японцы а китайцы
Чан, Чан-чупан, Чан-чупан-чупони.

Ну, и конечно
***
Зуба-зуба-зуба-за (знаю вариант Дзюба)
Дони шведы, дони а
А чарли буба раз-два-три
А чарли буба,раз-два-три
Ка-ми, раз-два-три
Замри! Раз-два-три.

***
Эни-бени-рики-таки
буль-буль-буль каляки шмяки
дэус-дэус краснодэус
Бац!

***
Кони-кони-кони-кони,
Мы сидели на балконе,
Чай пили, блюдца били,
По турецки говорили,
Чабе-чалябе,
Чалябе-чаб-чабе.

***
Если ты получишь 5 -
мы пойдем с тобой гулять,
Если ты получишь тройку -
мы пойдем с тобой на стройку,
Если ты получишь 2 -
не пойдешь ты никуда,
Если ты получишь кол -
я впилю тебе укол.

А вот эти тексты только для игры по кругу
Летел лебедь
По синему небу,
Сломал крыло,
Сказал число.

есть вариация

Летела ворона
в голубых панталонах
Читала газету
Под номером...

Еще одна
Шла собака по роялю
И сказала цифру...

Слава поделился такой версией
Летели дракончики
Кушали пончики
Сколько пончиков
Съели дракончики?

А интернет подсказал мне версию вот такую
Улица Пушкина,
Дом Колотушкина,
Квартира номер...

И с буквами, а не с числами
Летела корова
Сказала слово
Какое слово
Сказала Корова?
(дальше говорится слово и его надо по буквам хлопать)
аналогично и крокодил

Шел крокодил
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:...

у нас Корова и Крокодил не пользовалась в детстве популярностью, потому что в процессе начинались споры, как писать то или иное слово:)

Из детства еще было такое

***
Черти в озере купались,
Черти попами толкались,
Черт чертенка толканул,
И чертенок утонул
Мама плачет, папа плачет,
А чертенок в речке скачет

а вот эту нам рассказала бабушка из Москвы:)
***
Жили-были дед да баба
Ели кашу с молоком
Рассердился дед на бабу
Трах по пузу кулаком!
Баба тоже не стерпела -
Кочергой его огрела.
Дед подумал, что пожар -
Съел штаны и убежал.

Вот эту приговорку я выучила не так давно, услышала ее в детском саду Славы (да, всего-то 7 лет прошло)
Овечка и речка
Протекала речка.
Через речку мостик.
На мосту овечка.
У овечки хвостик.

Это можно приговаривать не после каждого 4-стишия

Пересохла речка.
Поломался мостик
У бедной овечки
Оторвался хвостик.

А ну ка 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

Мы наполним речку,
Мы починим мостик.
И бедной овечке
Присобачим хвостик.

А ну ка 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

И наконец, этот текст я принесла из походов, когда детей водила на заре туманной юности. Там было что-то еще, но я не помню. Славе и Алисе очень нравится:
Мама сшила мне штаны
Из березовой коры,
Чтобы попа не потела,
Не кусали комары.

А вы играете с подрощенными детьми в ладушки? А что при этом говорите? А дети сами играют?


1."Ладушки"

1.1
Берут руки ребенка в свои и, хлопая
ими в ладоши, произносят:

- Ладушки, вы - ладушки.
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску?
- Кислую капустку.
- Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.
Спрашивая "Попили? Поели?", берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

1.2
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой полетели,
На голову сели,
Ладушки запели!
С ребенком играют в ладушки, приговаривая эти слова.

1.3
- Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.

1.4
- Ой, ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.

1.5
- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка миленька.
Полетели, полетели и на головку сел!

1.6
- Лады - лады - ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку.

1.7
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Чего ели кашку?
- Кашку.
- Чего пили?
- Бражку.
- Чего на закуску?
- Хлеба да капустку.
Попили, поели,
На головку сели.

1.8
Ох, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Таненька,
Спи-ко, крошечка.

2.1
Хлопают ручками ребенка, при последних словах ручки поднимают на головку.
Гули, гули полетели,
На головку сели.
Киш, киш.

2.2
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

3.
Курочка - потатурочка,
Кукушка - рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

4.
- Гуси, гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Летите домой!
Серый волк под горой!
Быстренько поели
И полетели!
При последних словах машут ручками и ребенка.

5.
Трататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла -
Вода по полу текла.
Попили-поели, .
Шу - полетели!
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

6."Идет коза рогатая".
6.1
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!

6.2
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

6.3
Складывают пальцы руки в "козу" и, помахивая ею в такт, произносят:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

6.4
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает.

6.5
Играют с маленькими детьми, показывая в конце, как бодается коза.
Идет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю!

6.6
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забудет.

7.1
Ритмично ребенка похлопывают по спинке, приговаривая:
- Что в горбочке?
- Денежки.
- Кто наклал?
- Дедушка.
- Чем он клал?
- Ковшиком.
- А каким?
- Золотым.
- А выкладывал каким?
- Посеребряным

7.2
Приговаривают когда качают ребенка:
Что в горбу? - Денежки.
Кто наклал? - Дедушка.
Чем он клал? - Ковшиком.
Каким? - Золотым.

8.
Ребенка теребят за нос и приговаривают:
Чей нос? - Савин.
Где был? - Славил.
Что выславил? - Копейку
Что купил? - Конфетку.
С кем ел? - С козой.
Не ешь с козой, а ешь со мной
Не ешь с козой, а ешь со мной.

9. "Сорока-ворона"

9.1
Загибают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.

9.2
Сорока-воровка
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

9.3
Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А маленькой Якишке (указывают на мизинец)
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели (машут руками ребенка),
Шу! На голову сели.

9.4
Взрослый показывает на ладошку ребенка и говорит:
- Сорока- сорока! Где была?
- Далеко!
- Что делала?
- Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (показывает на большой палец),
Этому дала (показывает на указательный палец),
Этому дала (показывает на средний палец),
Этому дала (показывает на четвертый палец),
А этому не дала (указывает на мизинец)
Ты дров не носил, ты печку не отпил!

9.5
Сорока-сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости во двор -
Кашку на стол.
Гости со двора –
И кашка со стола.

9.6
Сорочка, сорочка,
Бело-белобочка,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости, на двор -
Кашка, на стол,
Гости со двора -
Кашка со стола.

9.7
Сорока- сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей манила,
Гости не бывали,
Кашку не едали.

9.7
Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
- А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

9.8
Сорока, сорока,
Белый лобок,
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор -
Каша на стол.
Гости со двора -
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.

9.9
- Ворона, ворона,
Куда летала?
- Гостей скликала,
Каши им давала.
Кашка масляная,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Нос трясется,
Душа радуется.

9.10
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!

10.2
По кочкам, по кочкам,
По маленьким лесочкам
В ямку бух!

10.3
Ехали, поехали,
В лес за орехами.
В ямку - бух, а там - петух.
При произнесении последней фразы ребенка опускают между колен.

10.4
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку - бух!
А там - петух.

10.5
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку - бух,
А там петух.

10.6
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам -
Да бух!

10.7
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух - раздавили сорок мух!

11.
Ребенка качают на коленях и приговаривают:
Скок-поскок!
Молодой дроздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодиченька,
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Шу-вы! Полетели,
На головушку и сели!

Приговаривают, когда нянчась с маленьким ребенком, подбрасывают его на коленях, и при последних словах опускают между ног.

12."Мальчик-пальчик"

12.1
Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
- Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

12.2
Мальчик- пальчик,
Где ты был?
-С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем
Песню пел,
А с этим пальцем что делал?
Взрослый поочередно показывает на все пальцы одной руки, пальчик, который остался, ребенок сам показывает, что с ним делал.

13.
Поочередно загибая пальчики ребенка приговаривают:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
А вот этот - наш малыш,
Наш малыш -... (называют имя).

14.
Загибают пальчики ребенка и приговаривают:
Раз, два, три, четыре, пять,
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Хотите разнообразить ваше общение с малышом? Вот мамочки на форумах делятся простыми, веселыми и простыми играми-смешилками:

1. «Коза-дереза»

Ребёнка слегка пощекотать «козой», сложенной из пальцев. Можно делать «страшные» глаза. Моему сынишке эта игра нравилась с 3 месяцев. Сейчас Алешке уже 2 года, и мы играем немного по-другому: я делаю рожки на голове и бодаю его, а он тоже показывает рожки и бодает меня в ответ. Есть несколько вариантов этой знакомой всем с детства потешки. Нам нравится вот такой:

«Я коза-дереза,
Всей деревни я гроза!
Забодаю я рогами,
Дай мне каши с пирогами!
У меня крутые рожки,
Дай конфеток мне немножко! ».

Ольга Д., мама Алеши

2. «Ладушки»

«Ладушки» — это наша одна из самых первых игр, в которую мы вовлекаем ребенка. Сначала я сама беру ладошки Ани в свои руки и хлопаю ими. В 8 месяцев дочка начала сама делать «ладушки». Можно играть в «Ладушки» ножками. Дочке очень нравится!

«Ладушки-ладушки» — хлопаем в ладошки;
«Полетели» — поднимаем ручки высоко над головой;
«На головку сели» — касаемся ручками головы.

Ладушки вы, ладушки.
— Где были?
— У бабушки.
— А что ели?
— Кашку.
— А что пили?
— Бражку.
— А что на закуску?
— Кислую капустку.
— Попили? Поели?
Кыш, полетели.
На головку сели.

Екатерина Т., мама Ани

3. Прятки

С маленькими детьми играла так: ненадолго закрывала лицо руками, говорила «ку-ку» (обязательно веселым голосом), потом убирала руки: «А вот она мама! ». Они каждый раз хохотали! Можно взять ребёнка на руки и спрятаться вместе с ним за шторку, а папа пусть смотрит. Когда кроха начнет ходить, он сам будет от вас прятаться. В обычные прятки можно начинать играть уже с 1 годика. Вначале прятаться так, чтобы малыш вас частично видел, звать его, прятаться в одно и то же место.

Татьяна А., мама Алёши, Артёма и Алёны

4. Надеть шляпу — снять шляпу

Ребенок надевает взрослому на голову шляпу (можно несколько — друг на друга). Взрослый делает удивленное смешное лицо, наклоняет голову вперед и… шляпа падает. Взрыв хохота!

Марина Д., мама Миши

5. Конан-разрушитель

Все малыши любят рушить башенку из кубиков. Мой Вова делает это, зажмурив глаза. Грохота много. Счастья — тоже.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Полина Н., мама Вовы

6. Смешные рожицы

Корчите смешные рожицы, хохочите. Это очень заразительно и забавно! Малыши начинают подражать. Эмоциональный подъем и вам, и им обеспечен!

Светлана Б., мама Тани и Димы

7. Найди карточку

Мы с моей Сонечкой (1 год и 2 месяца) играем так. Я раскладываю карточки от детского лото с изображениями животных и предметов, спрашиваю, где зайчик? А она находит и показывает пальчиком. Главное: задорный тон взрослого и желание поиграть со своим солнышком.

Наталья И., мама Сонечки

8. Попади мячом в коробку

Моим сыновьям очень нравится эта простая игра. А мне нравится, что так незаметно можно и все игрушки прибрать 🙂

Елена С., мама Саши и Сережи

9. Ты мне, я тебе

Сядьте напротив малыша и толкните к нему большой мяч. Подождите, пока ребенок сделает то же самое.

Ольга Т., мама Насти и Ани

10. По кочкам, по кочкам

Все дети любят прыгать на коленях у взрослых, на кроватях, спрыгивать с диванов и т. д. Никогда не надоедает! Посадите малыша к себе на колени и на каждый ударный слог покачивайте ребенка вверх-вниз под веселую потешку. Совсем маленького ребенка можно взять на руки и с ним попрыгать. Если малыш плакал, моментально успокоится и будет смеяться. Срабатывает на 100%!