Презентация "Семья и брак" презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему. Правовые основы семьи и брака «Дом для молодой семьи»

СЕМЬЯСоциальный
институт
Семья - это:
Удовлетворение
важных потребностей
Способ сохранения и
передачи культурных
ценностей
Обеспечивает
воспроизводство рода
Малая социальная
группа
Семья – это
социальная общность,
члены которой
связаны брачными
узами, родственными
отношениями, общим
бытом, взаимной
ответственностью.

Семья – это союз людей,
объединенных:
поддержкой
любовью
взаимовыручкой
заботой друг
о друге
ответственностью

Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):

первобытное состояние
(неупорядоченные половые
связи);
кровно - родственная семья
(супружеские отношения
исключались лишь между
предками и потомками,
родителями и детьми);
парная (моногамная) семья
(устанавливается
единобрачие)
парная демократическая,
патриархальная или
традиционная

Функции семьи

это деятельность семьи,
имеющая определенные
социальные последствия.

Репродуктивная

функция
связана с
биологическим
воспроизводств
ом членов
общества.

Воспитательная

новое поколение,
приходящее на смену
старому, должно
освоить социальные
роли, получить багаж
накопленных знаний,
опыта, моральных и
других ценностей

Хозяйственно-экономическая

ведение домашнего
хозяйства и семейного
бюджета;
организация семейного
потребления
проблема
распределения
домашнего труда;
поддержка и опека над
престарелым и
инвалидами.

Эмоционально-психологическая

Эмоциональнопсихологическая
семья помогает человеку
обрести спокойствие и
уверенность,
создает чувство
безопасности и
психологического
комфорта,
обеспечивает
эмоциональную
поддержку и сохранение
общего жизненного
тонуса

Рекреационная

включает в
себя духовноэстетические
моменты, в том
числе и
организацию
проведения
свободного
времени.

Социально-статусная

семья предоставляет
своим членам
социальный статус,
способствуя тем
самым
воспроизводству
социальной
структуры общества

ЗАЩИТНАЯ

включает
физическую,
экономическую и
психологическую
защиту членов
семьи

Виды семей

По количеству детей:
малодетные (1-2 ребенка),
среднедетные (3-4 ребенка)
многодетные семьи (5 и более детей).

Виды семей: по составу

Моногамное супружество
представляет собой брак одного
мужчины с одной женщиной:
Нуклеарные (супруги с детьми)
Расширенные (супруги, дети,
родственники)
Репродуктивные (родители и
несовершеннолетние дети)
Ориентационные (родители;
взрослые дети отделились и
имеют свои семьи

Виды семей: по составу

Полигамное
супружество - брак
одного супруга с
несколькими лицами
противоположного
пола:
полигиния - брак
одного мужчины с
несколькими
женщинами
полиандрия - брак
одной женщины с
несколькими мужчинами

Виды семей: по родословной линии

В патрилинеальных семьях


по отцу,
в матрилинеальных семьях -
наследование фамилии, имущества
и социального положения ведется
по матери;

Виды семей: по главенству

В патриархальных семьях
главой является отец,
в матриархальных семьях -
наивысшим авторитетом и
влиянием пользуется мать.

Виды семей: по статусу

в гомогенных семьях супруги являются
выходцами из одной социальной страты,
в гетерогенных они происходят из разных
социальных групп, каст, классов;
в гамогамных семьях национальность,

схожи
в гетерогамных семьях национальность,
профессия, возраст, образование членов семьи
различны

Виды семей: по распределению домашних обязанностей

Партнерские (эгалитарные): равное
распределение обязанностей, совместное
управление семьей
Эксплуататорские: женщина участвует
в общественном труде, домашние
обязанности тоже на женщине
Традиционные: четкое распределение
мужских и женских обязанностей,
зависимость женщины от мужчины

Виды семей: по типу воспитания

Авторитарные: основаны на
авторитете главы семьи и
безоговорочном выполнении его
требований
Либеральные: интересы личности
превыше всего, не зависят от традиций
Демократические: сотрудничество
детей и родителей

Полные и неполные семьи

Семьи, где по каким-либо причинам
отсутствует один из родителей или
родительское поколение, а дети
живут с бабушками-дедушками).

Причины увеличения неполных семей

изменение моральных норм в области
взаимоотношений полов;
распространение добрачных связей,
изменение традиционных ролей
(семейных) мужчины и женщины;
утрата семьей своей производственной
функции;
неподготовленность молодежи к браку;
завышенные требования по отношению к
брачному партнеру;
алкоголизм и наркомания.

Задания для закрепления:

Семья Л. состоит из шести
человек: отец, мать, четверо
детей. В семье нет четкого
разделения обязанностей по
гендерному признаку. Если муж
приходит домой раньше жены,
то он готовит ужин, кормит
детей, укладывает их спать.

Проблемы современной семьи

Задание классу:
Современные ученые
говорят о кризисе
семейных отношений.
Как вы думаете в чем
причины?

Кризис семьи проявляется:

в росте числа разводов;
в увеличении количества добрачных
и внебрачных детей;
во взаимном отчуждении членов
семьи;
в ослаблении воспитательного
воздействия родителей на детей;
в увеличении числа неполных семей.

БРАК – это

добровольный союз мужчины и
женщины с целью создания семьи

Виды брака

ФАКТИЧЕСКИЙ
ГРАЖДАНСКИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ЦЕРКОВНЫЙ

Стили воспитания

диктат
опека
сотрудничество
невмешательство

Стили воспитания

Диктат в семье характеризуется:
стремлением старших максимально подчинить своему
влиянию младших.
Инициатива детей всячески пресекается.
Родители жестко добиваются исполнения своих
требований, стремясь полностью контролировать
поведение, интересы и даже желания детей.
Но требования, не оправданные педагогически и
нравственно, вызывают у детей отчуждение от
старших, враждебность по отношению к окружающим,
протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и
пассивностью.

Стили воспитания

Опека в семье - это система
отношений, при которых:
родители, обеспечивая удовлетворение
потребностей,
ограждают его от всех забот, усилий и трудностей,
принимая их на себя.
родители создают своим детям «оранжерейные»
условия, блокируя негативное влияние внесемейной
среды и вместе с тем мешая детям готовиться к
реальной жизни за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются наименее
приспособленными к жизни в коллективе

Стили воспитания

Невмешательство - система
межличностных отношений в семье,
строящаяся на:
признании возможности и даже
целесообразности независимого
существования взрослых и детей.
Предполагается, что в семье как бы
сосуществуют два мира: взрослые и дети, и
ни тем ни другим не следует переходить
намеченную таким образом линию

Стили воспитания

Сотрудничество характеризуется:
стремлением старших установить теплые отношения с
младшими,
привлекать их к решению проблем, поощрять
инициативу и самостоятельность.
Старшие, устанавливая правила и более или менее
твердо проводя их в жизнь, не считают себя
непогрешимыми и объясняют мотивы своих
требований, поощряют их обсуждение младшими;
в младших ценится как послушание, так и
независимость.
Такой стиль способствует воспитанию
самостоятельности, ответственности, активности,
дружелюбия, терпимости.

Вопросы для закрепления:

Разъясните мысль
Л.Н.Толстого о том, что все
счастливые семьи похожи
друг на друга, а каждая
несчастливая семья
несчастлива по-своему.

до 2015 г. (одобрена Правительством России в сентябре 2001 г.). Задачами демографического развития Российской Федерации являются: в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения; - увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни; - улучшение репродуктивного здоровья населения; - улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи - создание предпосылок для повышения рождаемости; - всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности; - создание условий для самореализации молодежи; - обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка; в области миграции и расселения - регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации; - повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации; - обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. Вопросы и задания к документу Назовите основные цели демографической политики Российской Федерации. Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции? Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач, предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.

1 слайд

2 слайд

План урока 1. Семья и брак. 2. Порядок и условия заключения брака. 3. Личные и имущественные права и обязанности супругов. 4. Брачный договор. 5. Расторжение брака. 6. Права и обязанности родителей и детей. 7. Закрепление пройденного материала. 8. Подведение итогов. Домашнее задание

3 слайд

Эпиграф к уроку: «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». (А.Шопенгауэр)

4 слайд

Что такое семья? В древности словом семья обозначали домочадцев, челядь, не обязательно связанных родственными узами. Более того, слово это использовалось для обозначения даже не родовой, а некоей территориальной общности людей. Семья – малая группа людей, основанная на кровном родстве и связанная общностью быта, взаимными правами и обязанностями.

5 слайд

6 слайд

Что такое брак? Слово «брак» образовалось от древнерусского «брачити» - отбирать хорошее и отклонять плохое. Брак - это оформленный в законном порядке свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины с целью создания семьи, порождающий новые права и обязанности.

7 слайд

Порядок и условия заключения брака. Порядок заключения брака: - производится в любом из органов ЗАГС на территории РФ; - в личном присутствии вступающих в брак лиц; - по истечении одного месяца со дня подачи совместного заявления; - в торжественной обстановке (по желанию); - в запись акта гражданского состояния по выбору супругов записывается их новая общая фамилия либо добрачные фамилии каждого; - выдается свидетельство о заключении брака. (ст.11 СК РФ)

8 слайд

9 слайд

Права и обязанности супругов по законодательству РФ Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах загса (п. 2 ст. 10 СК РФ). Правовые отношения супругов делятся на личные неимущественные и имущественные.

10 слайд

Личные неимущественные права супругов 1. Право на свободный выбор профессии, рода занятий, места пребывания и жительства. 2. Право на выбор фамилии при заключении и расторжении брака. 3. Право на совместное решение вопросов материнства, отцовства, воспитания и образования детей.

11 слайд

Имущественные права супругов К имущественным правам супругов закон относит: 1. Право на личную собственность. 2. Право на совместную собственность Имущественные правоотношения: 1. Законный режим. 2. Договорной режим.

12 слайд

Что такое брачный договор Первые брачные контракты начали заключаться ещё в Англии XVII века для того, чтобы защитить права замужней женщины и ее кровных родственников на фамильное имущество. Брачный договор – это юридическое соглашение лиц, вступающих в брак, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

13 слайд

14 слайд

Проверь свои знания: 1. Добровольный союз между мужчиной и женщиной, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные права и обязанности, называется … а) брачным договором б) помолвкой в) браком 2. Какое из приведенных ниже действий нарушает нормы семейного права: а) супруга без согласия мужа подала на развод б) супруг не допускал жену к обсуждению вопросов семейного бюджета в) супруг при вступлении в брак поменял свою фамилию на фамилию жены

Слайд 2: 1. Семья и ее функции

Дайте определение понятия «семья» Семья – малая социальная группа, основанная на браке и (или) кровном родстве, усыновлении

Слайд 3: ? Зачем люди создают семью? (функции семьи)

Функции семьи: Репродуктивная Воспитательная Хозяйственно-экономическая Духовно-эмоциональная Социально-статусная



Слайд 4: 2. Типы (виды) семей

Нуклеарная – семья состоит из родителей с детьми или без детей. Формируется при переходе к индустриальному обществу Сложная семья (патриархальная, расширенная семья) - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц. Живут совместно, ведут хозяйство. Характерна для традиционного общества. Патриархальная – традиционное распределение ролей Партнерская – равномерное распределение обязанностей Родительская - это семья, в которой человек рождается Репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам Неполная - семья только из одного родителя с детьми или двух родителей без детей

Слайд 5: 3. Правовое регулирование семейных отношений. Заключение брака

Заключается органах ЗАГС. За 1 месяц подается заявление (в особых случаях брак заключается в тот же день) Брак заключается с 18 лет (в особых случаях с 16) Не допускается заключение брака Если не расторгнут предыдущий брак Близкими родственниками, усыновителями и усыновленными Недееспособными (по психическому расстройству)

Слайд 6: Расторжение брака

В органах ЗАГС: По взаимному согласию супругов, не имеющих детей. Если супруг признан судом пропавшим без вести, недееспособным или если он осужден на срок от трех лет. 2. В судебном порядке: При наличии несовершеннолетних детей. При несогласии одного из супругов.

Слайд 7: Имущественные права супругов

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При совершении сделок с недвижимостью требуется нотариально заверенное согласие другого супруга. Имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, а также полученное в дар и унаследованное во время в брака, является личной собственностью. При разделе имущества доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено в брачном договоре.

Семья и брак принадлежат к числу тех явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый и массовый характер. Семья – очень сложное, многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы не касались (социологии воспитания, образования, политики, права), мы обязательно затрагиваем интересы семьи. Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности и демографических изменений.








Основные функции, которые выполняет социальный институт: 1) создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы; 2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений; 3) обеспечивает устойчивость общественной жизни; 4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов; 5) осуществляет социальный контроль.






Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.




Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.




В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации. В современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современных людей не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.).


Структура родства обычно изображается в виде «фамильного древа». Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных. Двоюродных родственников может быть не более 33. Они ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником.








Полагают, что из- за неустойчивости в то время брачных связей и трудности устан овления отцовства наибольшее распространение вначале получил счет родства по материнской линии (материнский род), который позже сменился патрилинейным родством (отцовским родом).










В зависимости от размеров и структуры брачной группы различают: МОНОГАМИЮ (брачный союз одного мужчины и одной женщины) 1. пожизненная моногамия; 2. моногамия, допускающая развод (легко разводимый брак); 3. парная семья. ПОЛИГАМИЮ (брачный союз более чем двух партнеров). 1. ПОЛИГИНИЯ (многоженство), 2. ПОЛИАНДРИЯ (многомужество), 3. а так же различные группы группового брака.




В зависимости от места жительства супругов различают брак ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей мужа), МАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей жены), ДИСЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут врозь, каждый со своими кровными родственниками) УНИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут вместе, отдельно от родственников).




В зависимости от степени родства различают семью КРОВНОРОДСТВЕННУЮ и СУПРУЖЕСКУЮ. В зависимости от количества поколений в семье различают семью НУКЛЕАРНУЮ (включает в себя только два поколения – Родителей-супругов и их детей) и РАСШИРЕННУЮ. По числу родителей – ПОЛНАЯ и НЕПОЛНАЯ. По числу детей – БЕЗДЕТНАЯ, ОДНОДЕТНАЯ, МНОГОДЕТНАЯ).




Различают 6 типов отношений к детям: 1. ИНФОНТИЦИДНЫЙ – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.); 2. БРОСАЮЩИЙ – детей отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь (IV – ХVII вв.); 3. АМБИВАЛЕНТНЫЙ – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образы и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (ХIV – ХVII вв.); 4. НАВЯЗЧИВЫЙ – ребенок становится ближе родителям, его поведение жестко регламентируется, внутренний мир контролируется (ХVIII в.); 5. СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ – усилия детей направлены на подготовку к самостоятельной жизни, формирование характера, ребенок для них объект воспитания и обучения (ХIХ – н. ХХ вв.); 6. ПОМОГАЮЩИЙ – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина ХХ в. – настоящее время).



Специфические функции вытекают из сущности семьи и остаются неизменными, пока существует институт семьи. Репродуктивная (производство детей и воспроизводство самого человека); Функция социализации (воспитание детей); Экономическая (социальное производство средств к жизни, ведение собственного домашнего хозяйства, присутствие личного бюджета).


Неспецифическими называют такие функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Неспецифические функции семьи связаны с накапливанием и передачей имущества, статуса, организацией отдыха и занятий, с опекой о здоровье, а также о благополучии совершенно всех членов семьи и т.д.