Как сделать куклу из сена своими руками. Украшаем интерьер: Осенние поделки из соломы (38 фото). Соломенная кукла "Стригушка"

Соломенных кукол можно встретить в народном творчестве многих стран мира. Природный материал издавна использовался людьми и в быту, и в религиозных ритуалах. Плетение появилось еще в период развития человеческой цивилизации. Сначала использовались гнущиеся ветви деревьев и кустарников, стебли вьющихся растений и полоски шкуры убитых животных. Плели посуду и одежду, обувь и предметы быта, мебель и даже стены домов.

История возникновения плетения из соломы

С появлением земледелия человек научился самостоятельно выращивать пшеницу и другие зерновые культуры. Собирая злаки для пропитания, люди после обработки зерна обязательно оставляли для хозяйских нужд солому. Из нее делали домашнему скоту подстилки, покрывали крышу домов, использовали в качестве корма коровам и козам. Понравился данный материал и мастерам рукоделия. Из соломы получались прекрасные шляпы и лапти, коврики под ноги и корзины или блюда для еды. Соломенные куклы делали для игр детей, а также для различных обрядов на праздники. Постепенно ремесло превращалось в искусство, ведь каждый хозяин старался сделать вещи из соломы не только практичными и удобными в использовании, но и красивыми внешне, желая превзойти мастерством соседей и односельчан.

Несмотря на то что мы с вами живем в 21 веке, игрушки из соломы можно встретить и в наших домах и на массовых народных гуляньях. В статье рассмотрим историю соломенных кукол, какое значение они имели в жизни славянских народов, где их можно увидеть в наше время. Также читатели узнают, как можно самостоятельно сделать куклу для игры ребенку или на выставку, наделить ее лечебными свойствами или создать оберег для членов своей семьи.

Ценность материала

Как вы уже поняли, славянские народы всячески использовали солому в своей хозяйской деятельности, однако остатки от обмолоченного зерна имели для крестьян еще и магическое значение. Люди наделяли стебли злаков божественной силой, они верили, что в них заключена магия хлебного поля. Крестьяне проводили многочисленные ритуалы как перед посадкой пшеницы, так и во время сбора урожая, вымаливая у богов благоприятных условий для произрастания злаков, ведь от этого зависела жизнь всех членов общества.

Люди украшали первый собранный ("зажиночный") и последний ("дожиночный") снопы. Существовала традиция сплетать последние стебли пшеницы между собой, оставляя их нетронутыми на поле. Они украшали их яркими лентами и цветами. Из колосков делали венки на голову девушкам, использовали их и для декорирования помещений. Вскоре жатвенная обрядовость переросла в народное творчество, сохранялись традиции из поколения в поколение. Соломенные куклы огромного размера, так называемые хлебные чучела, делали из последнего собранного снопа. Считалось, что там находится дух хлеба. У разных народов они имели свои внешние особенности. Но смысл у всех вкладывался один - задобрить богов, чтобы получить хороший урожай.

Празднование Масленицы

Многие традиции древних славян сохранились и в наше время. Так, в последнюю неделю перед Великим постом отмечается Масленица. Это традиционный праздник встречи зимы и весны. Прощание с зимними холодами отмечается с размахом. Помимо вкусных блинов и вареников, люди собираются на обряд поджигания соломенного чучела, которое символизирует зиму.

Последний день праздничной недели раньше отмечали по-разному, в зависимости от губернии. Одни возили соломенную куклу на санях, чтобы все могли попрощаться с зимой. У других организовывался целый масленичный поезд из сотен повозок. Есть традиция оплакивать чучело во время похоронной процессии с попами и плакальщицами сзади. Чучело зимы укладывали в корыто или даже настоящий гроб и несли через все село, чтобы все жители попрощались с ним.

В конце Масленицы соломенную куклу поджигали. Часто в костер бросали поминальную еду - отварные яйца и блины. Ритуальный обряд сжигания "хлебного духа" заканчивался тем, что солому и пепел собирали и разбрасывали по полю, что символизировало будущее воскрешение его в зернах нового хорошего урожая.

В старину люди плели кукол из соломы небольшого размера и хранили их в домах на самом видном месте, наряжая в одежды и платки. В последний день Масленицы куклы бросали в печку и тоже сжигали, а остатки соломы отдавали домашнему скоту.

Плетение кукол

Объемные фигурки издавна делали родители для своих малышей. Помимо прямого своего назначения в качестве игрушки, кукла наделялась еще и свойствами оберега или лекарственного средства. Так, в солому при плетении добавлялись душистые травы от кашля или другой напасти.

По традиции восточных славян, у такой куклы не изображали черт лица. Согласно верованиям, в фигурку с лицом может вселиться злой дух, а если его нет, то кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому духи не станут там задерживаться.

Существовала традиция перед свадьбой делать большие фигуры жениха и невесты и ставить их у ворот при входе во двор. Так как солома символизировала плодородие, то куклы должны были способствовать появлению потомства в семье.

Соломенная кукла "Стригушка"

Это самый популярный вид кукол из соломы, которых часто называют танцующими. Основная их особенность заключается в том, что нижний край юбки не заплетается, а ровно подстригается ножницами, чтобы она хорошо удерживала вертикальное положение. Дети любили с ней играть следующим образом:

  • Кукла ставилась на ровную дощечку. Использовали поверхность стола или табуретки.
  • Ребенок стучал кулаком рядом с куклой и она пускалась в пляс - подпрыгивала на месте и крутилась в разные стороны. Было впечатление, что она действительно выполняет танцевальные движения.

Детвора всячески радовалась такому плясу, поэтому родители часто плели "стригушку" для малышей.

Изготовление кукол из соломы

Если вы решили научиться искусству плетения из природного материала, то дальше рассмотрим, как сделать соломенную куклу своими руками. Для начала нужно после уборки урожая выйти на пшеничное поле и насобирать длинную солому. Достаточно будет небольшого пучка.

Предварительно солому необходимо подержать в горячей воде или под струей пара, чтобы материал размягчился и стал гибким. Солома имеет прекрасную особенность - после скручивания фигурки влажный материал высыхает и принимает необходимую форму, хорошо удерживая углы и загибы.

Работа над фигурой куклы начинается с выкладывания пучка соломы на поверхность стола и обрезания краев, чтобы они были ровными. Дальше делается прочный каркас сгибанием пучка пополам. Влажный материал прекрасно справится с таким заданием, в отличии от сухой соломы, которая треснет в месте сгиба материала.

Схема плетения куклы-женщины

Мастер-класс по соломенной кукле начнем с укрепления пучка соломы на каркасе. Можно использовать как проволоку, так и деревянную палочку. На стержень надевается сложенный пополам подготовленный пучок соломы. Оставьте верхнюю часть нетронутой. Это будет голова персонажа. На уровне предполагаемой шеи туго оберните несколько раз влажную соломинку и завяжите узелок сзади. Длинные концы вплетите ниже в корпус туловища.

Отдельно на проволоке делают руки. Пучок соломы по краям завязывают, а остальное заплетают косичкой. Между прутьями верхней части туловища, немного ниже шеи, вставьте эту оплетенную проволоку и согните ее руками вниз. Дальше можно либо просто перевязать солому на линии талии, либо создать платье со шлейками через шею. В таком случае на готовую куклу надевается еще один тонкий пучок перегибом вокруг головы. Материал перекрещивается спереди и снова завязывается на уровне талии.

Куклу можно перевязывать тонкими атласными лентами, в основном используются красные. Иногда подбирают канты с вышитым орнаментом. В конце подравняйте ножницами длину юбки и края на руках. Теперь вы знаете, как сплести своими руками соломенную куклу. Пошагово выполняя представленные выше рекомендации, можно без труда справится с поставленной задачей.

Как сделать куклу-мальчика

Начало работы напоминает предыдущий вариант. Если вы хотите сделать кукле округлую голову, то можно скатать из соломы шарик и вставить его при сгибании первого пучка. Каркас в данном случае не использовался, так как у мальчика снизу солома будет разделяться на два отдельных пучка для образования ног.

Когда большой пучок сложили пополам, завяжите прочно на уровне шеи пеньковую нитку или соломинку. Отдельно делают руки, только для мужского персонажа мы не будем плести косичку, а оставим пышные рукава рубашки нетронутыми. Завязывают только края, изображающие кисти рук.

Прямо под данным пучком перевяжите талию. Нижнюю "юбку" разделите пополам и в самом низу каждого пучка перевяжите соломинками, чтобы отделить стопы. В конце подравняйте все срезы ножницами и фигурка мальчика готова!

Обрядовая кукла "Десятиручка"

Такую куклу с десятью руками, по традиции, дарили девушке на свадьбу. Каждая рука символизировала какое-то умение хорошей хозяйки. Невеста должна была все уметь делать по дому - готовить кушать, убирать, стирать, ухаживать за детьми и домашней скотиной, выращивать огород и собирать урожай пшеницы в поле и многое другое.

Каждая рука перевязывалась ленточкой своего цвета и девушка заговаривала ее, чтобы кукла помогала ей в работе. Если вы захотите самостоятельно сделать "Десятиручку", то оберните вокруг туловища нитку крестом, чтобы руки держались крепко и не сдвигались.

Теперь вы знаете, как сделать соломенную куклу. Пробуйте, у вас обязательно получится. Удачи!

На протяжении веков человек создавал тряпичные куклы обереги своими руками. Такие куклы должны были защищать членов семьи от невзгод и болезней, приносить в дом счастье и достаток, уберегать от нечистой силы. создавали из природных материалов и подручных средств, их берегли, любили, передавали из поколение в поколение.

[ Скрыть ]

Что представляют собой куклы-обереги и какова их функция

Маленькая куколка, сделанная из ткани, ниток, соломы или трав, наряженная в красивую, расшитую одежду, не предназначалась для детской игры. Изготовить куклу-оберег могла только женщина, как продолжательница рода и хранительница очага, мужчины до такого дела не допускались.

Мастерицы старались создать куклу без использования острых предметов - ножниц, ножей или иголок (иглы допускались при вышивании кукольной одежды). Ещё одно важное условие — кукла не должна иметь лица, чтобы злые духи не вселились в неё через глаза.

Такие куклы-обереги помогали в сложных жизненных ситуациях, условно их можно разделить на несколько групп:

  • хранители дома и семейного очага;
  • хранители жизни и здоровья детей и взрослых;
  • хранители беременных и младенцев, помощники в родах;
  • приносящие удачу, благополучие, богатство;
  • покровители ремёсел, торговли, сельскохозяйственных работ, хорошего урожая;
  • хранители воинов и путешественников;
  • защитники от нечистой силы и злых духов;
  • куклы для гаданий.

Славянские

Первые куклы обереги своими руками девочки начинали шить ещё в детстве под руководством матерей и старших сестёр. К моменту выхода замуж девушка уже умела мастерить такие обереги для разных нужд. Будущая невеста также имела в своём сундучке с приданным нескольких кукол для будущего дома, новой семьи. Опыт создания кукол-оберегов передавался по женской линии, от матери к дочери.

Основные славянские куклы обереги и их значение приведены в таблице:

Название Для какого случая делали Как выглядела кукла, какие материалы использовались при создании Значение куклы-оберега
Берегиня Ко дню рождение, к свадьбе, на новоселье Красные нитки и красные лоскутки Помощница женщине в хозяйственных делах, в родах. Хранительница дома от злых духов.
Благодать 7 апреля или на Рождество (в подарок) Дерево берёзы или рябины. Изображалась с поднятыми вверх руками. Приносит в дом благую весть, помощница в воспитании детей.
Десятиручка В подарок на свадьбу, также невеста могла сделать такую куклу на собственную свадьбу Кукла имеет 10 рук, чтобы успевать по всем хозяйственным делам. Помощь молодой хозяйке в многочисленных домашних делах.
Зольная кукла На свадьбу (готовила мать для своей дочери-невесты) Голову куклы делали из смоченной золы. Рук и ног кукла не имела. Часто к зольной кукле приматывали Пеленашку. Символ материнства и благополучия в доме.
Кувадка К рождению ребёнка Очень простая кукла-мотанка, напоминавшая по форме крест. Помогали матери в родах, оберегали женщину и новорождённого младенца.
Подорожница Перед дальней дорогой В мешочек куклы клали щепотку золы из родного очага. Помогала в дорожных тяготах, приносила удачу.
Птица Радость Для встречи весны Кукла украшалась яркими ленточками, перьями, бантиками. Принимала участие в обрядовых праздниках закликания весны.
Утешница Для маленьких детей Набивная кукла-мотанка в виде мягкой, толстой бабы. Куклу давали ребёнку только тогда, когда необходимо было утешить его. Не служила ребёнку игрушкой.

Русские народные

Русские народные куклы тесно связаны с национальными традициями и обрядами. Обрядовые куклы готовились к определённым праздникам, после чего уничтожались или хранились до следующего праздника.

Изготовлялись такие куклы из:

  • ткани;
  • ниток;
  • дерева;
  • глины.

Существуют три основные куклы:

  1. Купавка - готовили куклу в день Летнего солнцестояния из двух жердин, скреплённых в форме креста. На жерди навязывались пучки соломы, получалась кукла в человеческий рост. Куклу наряжали в настоящую женскую одежду - рубаху и сарафан, на рукава привязывали длинные ленточки. В конце праздника Ивана Купалы Купавку отпускали по течению реки.
  2. Кострома (Масленица) - готовили куклу вначале масленичной недели. Так же, как и Купавку, Кострому делали в человеческий рост или даже больше, одевали в женскую одежду. Кострому сжигали в последний день празднования Масленицы.
  3. Пасха (Вербница) - готовили куклу за неделю до Пасхи, накануне Вербного воскресенья. Куклу старались сделать без ножниц и иголок из лоскутков и тряпочек красного цвета. Готовую куклу выставляли к окошку на всеобщее обозрение, а в праздник Пасхи ставили на стол вместе с куличами и крашеными яйцами.

Купавка Кострома (Масленица) Пасха (Вербница)

Правила создания обереговых куколок

При изготовлении кукол-оберегов следует соблюдать правила:

  1. Приступайте к работе в хорошем настроении. Помните, что кукла вбирает в себя часть энергии мастерицы, поэтому не стоит приниматься за куклу в состоянии раздражения, усталости или болезни.
  2. Рядом с мастерицей не должно быть мужчин и подросших мальчиков. Исключением могут быть мальчики раннего возраста, но при этом они не должны отвлекать мастерицу.
  3. Создавайте куклу не на столе, а на своих коленях. Покройтесь платочком, чтобы волосы случайно не попали в куклу.
  4. К кукле нельзя прикасаться острыми предметами (ножницы, ножи, иглы) и клеем. Одежду следует сшить отдельно, а потом надеть на куклу.
  5. Постарайтесь успеть сделать куклу до того, как соберётесь ложиться спать.
  6. Используйте для создания куклы натуральные материалы без красителей. Это могут быть хлопковые и льняные ткани, рогожку, нитки, верёвочки, ленты, солому и т. д.
  7. Готовых кукол нельзя стирать и выбрасывать в мусор. Если от куклы необходимо избавиться, её следует сжечь, закопать в землю, пустить по реке.
  8. Самую первую куколку следует изготовить для себя и оставить в своём доме.

Инструкции по созданию кукол

Мотанка - от слова мотать. Это кукла из лоскутков, все элементы которой приматываются длинной нитью. Нить нельзя отрезать, также нельзя делать узелки, допускается только один узелок в районе пупка. На мотанку обязательно нужно надеть длинную рубашку, юбку и платочек. Лицо нельзя вышивать или прорисовывать, стоит оставить либо чистой кусочек ткани, либо перетянуть лицо нитками крест-накрест.

  • два лоскутка белой ткани 10х10 см;
  • лоскутки цветной ткани;
  • пряжа для волос;
  • катушка красной нити;
  • лента синтепона для головки;
  • ленточки, тесьма, кружева для украшения и отделки куклы.

Пошаговая инструкция:

  1. Белый лоскуток плотной ткани сворачиваем плотно в трубочку. Это будут ножки куклы.
  2. Для башмачков из цветного лоскутка вырезаем два квадрата 5х5 см. Прикладываем каждый квадрат к противоположным концам трубочки и оборачиваем вокруг них. Фиксируем нитками.
  3. Сверните трубочку ровно пополам, отступите от сгиба 2 см и обмотайте нитками.
  4. Накрутите ленту синтепона на отмеченное нитками место сгиба. Это будет головка.
  5. Положите головку в центр белого лоскута, обомните ткань ровно вокруг головки и обмотайте по шейке нитками.
  6. Из правого и левого уголков лоскута сделайте ручки, подворачивая ткань внутрь. Кончики ручек закрепите нитками.
  7. Из переднего и заднего углов лоскута сделайте тельце, подвязав его ниткой.
  8. Пряжу намотайте на книжку подходящей ширины. Чем толще намотка, тем пышнее будет причёска куклы.
  9. Разрежьте намотку с одного конца, а с другого перевяжите кусочком пряжи.
  10. Приложите волосы к голове, распределите ровно и обвяжите по шее ниткой очень плотно. Заплетите косичку.
  11. Замерьте высоту куклы и сшейте ей сарафанчик из цветного лоскутка. Наденьте его на куклу.

Выкраивать и шить одежду для куклы нужно всегда отдельно, чтобы иголки не касались тела куклы.

Посмотрите, как поэтапно сделать куклу мотанку «Счастье» в ролике канала «АллатРа ТВ Днепр».

Метлушка

Кукла Метлушка выметет из дома все ссоры и неурядицы. Такую куклу вешали на кухне, прямо надо входной дверью. Если кукла падала со своего места на пол, считалось, что она выполнила своё предназначение, и нужно сделать новую Метлушку.

Кукла Метлушка

Для изготовления куклы понадобятся:

  • маленький веник (купить или сделать самостоятельно);
  • 2 квадратных лоскута белой ткани (размер зависит от размера веничка);
  • ткань цветная (для сарафана, платочка и фартучка);
  • тесёмка красная;
  • катушка белых ниток;
  • катушка красных ниток;
  • пряжа.

Пошаговая инструкция:

  1. Пряжей обмотайте ручку веничка так, чтобы сформировалась круглая головка.
  2. Оберните белым лоскутком головку и обмотайте белыми нитками.
  3. Сделайте по центру второго белого лоскута прорезь и наденьте на веничек. Сформируйте ручки куклы, закрепив их красными нитками.
  4. Отдельно сшейте цветной сарафанчик и фартучек, наденьте на куклу.
  5. Головку покройте платочком, украсьте тесёмкой. Кукла Метлушка готова.

Создавая головку куклы, старайтесь, чтобы лицо было гладким и ровным, без складок и морщин.

Фотогалерея

На фото можно увидеть, как сделать куклу Метлушку пошагово.

Валдайская кукла Колокольчик

Для изготовления куклы понадобятся:

  • 3 круглых лоскутка диаметром 15, 20 и 22 см (1 красный и 2 разноцветных);
  • 1 белый лоскуток 12х13 см;
  • 1 разноцветный лоскуток для косынки 15х15х21;
  • колокольчик маленький;
  • кусочек ваты или синтепона;
  • красные плотные нитки;
  • красная ленточка.

Пошаговая инструкция:

  1. Скатайте вату или синтепон в комочек, ниткой закрепите на нём колокольчик.
  2. Положите вату с колокольчиком в центр самого большого круглого лоскута.
  3. Оберните ткань вокруг ваты с колокольчиком, формируя головку. Закрепите ниткой.
  4. Второй по размеру лоскутик оберните вокруг первого и также закрепите ниткой.
  5. Таким же образом оберните и закрепите третий лоскут.
  6. Разложите белый прямоугольный кусочек ткани, заверните углы друг к другу.
  7. Приложите лоскут к голове, аккуратно обомните ткань, чтобы на лице куклы она не морщила. Закрепите нитью.
  8. Сформируйте ручки, подгибая длинные концы белой ткани внутрь. Закрепите кончики ручек нитью, отступив немного от края.
  9. Повяжите косыночку. Кукла Колокольчик готова.

Маленькие колокольчики можно купить в рыболовном магазине.

Фотогалерея

Кукла-оберег из льняных ниток

Для изготовления куклы понадобятся:

  • нитки льняные некрашеные;
  • нитки шерстяные красные.

Пошаговая инструкция:

  1. Возьмите плотную книжку или коробку, высотой примерно с ладонь. Намотайте на неё нитки для трёх частей куклы: самую толстую для туловища, в 2 раза тоньше для рук и для косички.
  2. Разрежьте намотки с одной стороны. Должно получиться три пучка ниток.
  3. Для ручек сплетите косичку, закрепите красной ниткой. Разрежьте косичку с другой стороны и также закрепите ниткой.
  4. Отмерьте 1 метр красной нитки. У туловища обозначьте головку, завязав её серединой длинной нитки.
  5. Пучок для косички завяжите с одного конца узлом, протяните его через головку и закрепите на макушке. Сплетите косу, конец завяжите ниткой.
  6. Вставляем в туловище косичку-ручки, закрепляем концами длинной нитки крест-накрест, а затем завязываем на поясе, оставляя поясок.
  7. Повяжите головку куклы ободком из красной нитки. Кукла готова.

Благополучница

Кукла Благополучница - первая помощница для хозяйки, ещё и беду от дома отведёт, а в дом привлечёт достаток и благополучие. Таких кукол дарили на свадьбу и на новоселье.

Кукла Благополучница

Для изготовления куклы понадобятся:

  • белый лоскут 10х10 см (для головы);
  • цветной лоскут 15х5 (для ручек);
  • цветной лоскут круглой формы диаметром 12 см (для юбочки);
  • цветной лоскут треугольной формы, 18 см по длинной стороне (для платочка);
  • тесёмки (для фартучка и пояска);
  • катушка белых ниток;
  • вата для наполнения.

Пошаговая инструкция:

  1. В центр белого лоскутка положите комочек ваты, оберните вокруг неё ткань и обмотайте ниткой. Головка для куклы готова.
  2. Лоскуток для ручек сложите пополам и подогните края внутрь. Должна получиться узкая четырёхслойная полоска материи. Завяжите посередине узелок.
  3. Ручки привяжите нитками к шее куклы, подняв их над головой.
  4. Круглый лоскуток соберите по краю простым швом, чтобы получился мешочек. Внутрь положите монетку и вату.
  5. Вставьте в мешочек головку с ручками. Затяните нитку и дополнительно обмотайте вокруг куклы, чтобы крепче держалось.
  6. Опустите ручки куклы вниз, повяжите ей фартучек, поясок и платочек. Кукла Благополучница готова.

Фотогалерея

Пеленашки

Для изготовления куклы понадобятся:

  • 2 белых лоскутика 20х30 для туловища;
  • разноцветный лоскутик 25х25 для пелёнки;
  • красный лоскутик 10х10 для платочка;
  • красная шерстяная нитка;
  • красивый шнурочек.

Пошаговая инструкция:

  1. Два белых лоскутика положите друг на друга, сверните пополам, потом ещё раз пополам и скатайте в тугой рулончик. Перевяжите рулончик красной ниткой. Это будет туловище куклы.
  2. Красный лоскутик сверните пополам и наденьте как косыночку на туловище.
  3. Лоскут для пелёнки раскладываем на столе. Загибаем один уголок к центру, кладём на пелёнку туловище.
  4. Подворачиваем пелёнку слева, а потом справа.
  5. Подгибаем нижний край пелёнки и поднимаем его вверх.
  6. Перевязываем куклу шнурочком. Кукла Пеленашка готова.

Фотогалерея

Куклы Зайчики

Для изготовления куклы понадобятся:

  • лоскутик цветной ткани 10х20 см;
  • вата или синтепон;
  • красные нитки.

Пошаговая инструкция:

  1. Сложите ткань пополам по короткой стороне лоскутка. Сверните уголком, обмотайте ниткой три раза и завяжите узелок (нитку не обрезайте). Это будут ушки Зайки.
  2. Скатайте плотный шарик из ваты и вставьте его под ушки Зайки. Закройте тканью и обмотайте шейку той же самой ниткой, формируя головку.
  3. Оставшуюся ткань заворачиваем внутрь, подгибаем на 1 см от края и подворачиваем под шейку. Обматываем той же ниткой крест-накрест, формируя лапки. Кукла готова.

Пошаговая схема создания куклы Зайчика

На видео можно посмотреть мастер класс для начинающих по изготовлению куклы «Зайчик». Снято каналом «U-mama. ru».

Неразлучники

Неразлучники - мужчина и женщина, крепко держащиеся за руки - традиционный славянский свадебный талисман. Готовили Неразлучников накануне свадьбы, а во время свадьбы вешали под дугу лошади, везущей молодых. Потом кукла хранилась в молодой семье, оберегая в доме супружескую любовь и верность.

Неразлучники

Для изготовления куклы понадобятся:

  • тонкая ровная палочка примерно 30 см длиной;
  • лоскут белой ткани 15–40 см (для палочки);
  • 2 лоскутка белой ткани 20х40 см (для туловища женщины) и 20х20 см (для туловища мужчины);
  • 2 лоскутка красной ткани 15х30 см (для рубахи женщины) и 15х20 (для рубахи мужчины);
  • лоскутик полосатый или цветной 20х30 см (для штанов);
  • лоскутик разноцветный 20х20 см (для платочка);
  • лоскутик тёмного цвета 10х10 см (для шапки);
  • тесёмки и ленточки;
  • синтепон;
  • красивая ткань для фартучка;
  • катушка толстых красных ниток;
  • проволочка и кусочки кожи для сапожек (можно использовать отрезанные пальчики от старых кожаных перчаток).

Пошаговая инструкция:

  1. Палочку оборачиваем белой тканью и с двух сторон фиксируем ткань ниткой. Это будут ручки куклы.
  2. Белую ткань 20х40 складываем в 4 раза, подворачивая внутрь. Должна получиться узкая длинная полоска. Сворачиваем её пополам, немного отступив, перевязываем красной ниткой, намечая голову. Набиваем голову синтепоном. Туловище для женской фигурки готово.
  3. Прикладываем туловище к руке и фиксируем её ниткой крест-накрест. Аналогичным образом делаем туловище для мужской фигурки — лоскут для штанов складываем в 4 раза, подворачивая ткань внутрь.
  4. Прикладываем штаны к руке и подвязываем ниткой снизу. Из белого лоскута 20х20 делаем голову мужчине точно так же, как делали женщине. Набиваем синтепоном и фиксируем ниткой на руке.
  5. Красные лоскутки складываем пополам и делаем простые выкройки для рубах женщине и мужчине.
  6. Прорезаем отверстие для головы и надеваем на кукол.
  7. Закрепляем рубахи красивыми тесёмками или ленточками. Женщине ещё надеваем фартучек.
  8. В сапожки вставляем проволоку и фиксируем нитками на ногах мужчины.
  9. Головку женщины обвязываем лентой и покрываем платочком. Лоскут для шапки прикладываем к головке мужчины, оборачиваем вокруг и подгибаем внутрь края на затылке. Фиксируем тесьмой или лентой.
  10. Привязываем к Неразлучникам нитку, чтобы можно было повесить. Кукла Неразлучники готова.

Фотогалерея

Крупеничка

Для изготовления куклы понадобятся:

  • холщовая или льняная ткань 20х20 см (для туловища) и 7х20 (для ручек);
  • широкая кружевная лента 10 см (для нижней рубашки);
  • лоскут по ширине кружевной ленты (для верхней рубашки);
  • маленький лоскут мягкой однотонной ткани (для повойника на головку);
  • лоскут красивой ткани 40х40 (для платочка);
  • вышитый фартучек;
  • игла и нитки;
  • любая крупа или смесь круп.

Пошаговая инструкция:

  1. Из лоскута 20х20 сшиваем продолговатый мешочек, засыпаем в него крупу и аккуратно зашиваем или завязываем узлом.
  2. Обернуть вокруг талии кружевную ленту и обмотать ниткой. Сверху закрепить ниткой лоскут верхней рубашки, оставляя зазор между краями шириной в 2–3 см.
  3. Головку оборачиваем мягким лоскутком повойника, пряча под него зашитый конец мешочка.
  4. Скручиваем длинную полоску ткани с двух сторон изнанкой внутрь. Затем прислоняем к спине куклы так, чтобы скрученные ручки были на уровне плеч. Фиксируем всё ниткой.
  5. Этой же ниткой крепим к туловищу фартучек.
  6. Повязываем платочек так, чтобы верхние края ручек были спрятаны под него. Кукла Крупеничка готова.

Травница

Травница охраняла здоровье всех членов семьи. Такой оберег делали для заболевшего, часто куколку давали играть детям. Это неспроста, ведь Травница наполнена лекарственными травами (ромашкой, мятой, мелиссой, зверобоем, чабрецом и др.), которые помогают укреплять здоровье, своего рода ароматерапия. Травы в кукле нужно менять 1 раз в год.

Когда созревала рожь, наступала страдная пора. В поле выходили все, кто только мог. Жницами становились молодые и не очень молодые женщины, ловкие в работе и не очень. Попадались среди них и те, кто слагал грустные и веселые песни, задорные частушки, кто, обладая музыкальным слухом и красивым голосом, мог случае исполнить песню. Были и неумехи, и рукодельницы, вязавшие затейливые кружева. Были мастерицы, которые ткали добротную ткань, шили красивую одежду.

Известно, что художественное начало, заложенное в человеке, проявляется не только в те часы и минуты, когда он вышивает или вяжет кружева. Рукодельница и снопы вяжет так, что залюбуешься. А красота и польза в любом труде ходят рука об руку.

Красивый сноп, ладно подпоясанный свяслом, приятно взять в руки. Такой сноп не развалился, не рассыплется по дороге на ригу, и влага ему нипочем.
Работали рукодельные жницы и все примечали. Нет сомнения, что среди жниц, имеющих богатое воображение, родилась в далекие годы, казалось бы, простая загадка: маленький Афанасий травкой подпоясан. И, конечно же, каждый сельский житель, кто с натугой, а кто и сразу, узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Травкой его подпоясывали в буквальном смысле слова, в основном, в сухмень, когда соломенное свясло было настолько хрупким, что разрывалось при первом же неосторожном движении. Под травкой подразумевали болотные растения - рогоз и камыш, которые специально замачивали по случаю жары. Когда же было не так жарко, и время от времени выпадали дожди, снопы вязали жгутами-свяслами из соломы. Так что "маленькие Афанасии" появлялись подпоясанные соломенными кушаками. Украинские крестьяне нарекли сноп в подобной загадке совсем другим именем: маленький Дорофейко подпоясан коротенько. Но важно не это, а то, что сноп в той и другой загадке уподобляется человеку. Немудрено, если вдруг среди жниц нашлась мастерица, которая в шутку сделала Дорофейке или Афанасию руки и поставила среди стерни. Этот миг вполне можно было бы считать днем рождения первой соломенной скульптуры. Хотя справедливости ради днем рождения соломенной скульптуры следовало бы считать тот, когда человек впервые научился вязать снопы.

У ловкой и аккуратной жницы снопы получаются не только ладные, но и одинаковые словно близнецы. Чтобы дорофейки и афанасии были не худы и не чересчур толсты, а в самый раз, существовала особая мера (своеобразный канон!). Захватив горсть торчащих из земли стеблей - столько, сколько может вместиться в левой руке, подрезают их под корень серпом, находящимся в правой руке. Такой пучок стеблей назывался у русских крестьян ручней, или рученькой. А поскольку все же руки взрослой женщины и подростка отличаются по величине, то соломенные пучки-рученьки получались немного разными. Но, несмотря на это, снопы все же должны быть одинаковыми на всем поле. Поэтому одна жница, чтобы получить сноп средних размеров, соединяла вместе семь рученек, а другая все восемь. Соединенные вместе пучки перевязывали жгутом (свяслом, перевяслом, скрутом). Нижнюю комлевую часть снопа называли огузком, или гузовьем, а верхнюю - бородой, или колосовищем (рис. 29а).

Если не было уверенности в погоде, навязанные за день снопы укладывали в крестцы и балки. Их нужно было уложить так, чтобы солома, а главное, колосья, достаточно хорошо проветрились, а в случае дождя не намокли. И здесь аккуратно связанные и красиво уложенные снопы тоже имели преимущество перед сделанными небрежно и наспех.

Крестцы делались двух видов. Одни из них, если посмотреть сверху, действительно были похожи на кресты (рис. 29 б). Снопы в таких крестцах укладывались так, чтобы в месте их скрещивания, то есть в середине, гузовье одного снопа лежало поверх другого гузовья. В случае дождя в основном страдал только верхний сноп. Другие крестцы напоминали колодезный сруб (рис. 29 в). Причем снопы в них укладывались так, чтобы колосья каждого из них лежали на огузке соседнего. Получался замкнутый четырехугольник - венец. Каждый крестец состоял из трех-четырех венцов.

Но все же наиболее совершенным был способ хранения снопов в суслонах. Само слово "суслон" образовано от древнерусского "суслонять", то есть прислонять. В названии очень точно отражен сам принцип составления суслонов из снопов. О количестве снопов в суслонах, а также об их устройстве можно судить по старинным загадкам. Одна из них гласит: на четыре брата пятый вверх ногами посажен. Чтобы поставить такой суслон, четыре снопа ("брата") ставили комлями вниз, а колосьями вверх, прислонив друг к другу. Пятый сноп переворачивали, расправляли его колосовье, или бороду, так, чтобы получилось некое подобие колпака, и накрывали им сверху сомкнутые вершины четырех стоящих на земле снопов. Верхний сноп был, по сути дела, крышей, которая не давала замочить находящиеся под ней колосья.

В другой загадке спрашивается, что такое - девять братьев под одной шапкой? Судя по количеству "братьев", речь идет в ней о суслоне, в котором девять снопов расставлены по кругу, соединены вершинами и накрыты как шапкой десятым снопом. Верхний сноп, поставленный огузком вверх, крестьяне называли порой клобуком, поскольку он напоминал им традиционный головной убор православных монахов, представляющий собой высокую цилиндрическую шапку с покрывалом. В сумерки суслоны напоминали стоящих на поле женщин в пышных сарафанах (рис. 30 а). Быть может, поэтому и назвали их в народе бабками.

Простой и остроумный прием защиты снопов от дождя в суслонах не обошли вниманием крестьянские строители при сооружении конька на гребне соломенной кровли (рис. 29 г). На севере, где на сырую землю ставить суслоны было нельзя, снопы насаживали на жерди изгороди, специально приспособленные для этих целей (рис. 30 б). По вечерам на фоне закатного неба они напоминали фантастических птиц, присевших отдохнуть на забор. Прием насаживания снопа на жердь в народной крестьянской архитектуре повсюду использовался при формировании стрехи соломенной кровли. Снопы, уложенные с напуском, защищали взлобки кровли от порывистых ветров и проливных дождей. Стоит ли говорить, что приемы низки снопов и сооружение из них суслонов оказали огромное влияние на народное декоративно - прикладное искусство и, в первую очередь, на художественную обработку соломы. Те же приемы используются как для изготовления гигантских соломенных фигур на Масленицу, так и небольших куколок, которых делали на потеху детишкам.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворявшая собой прошедшую зиму со всеми ее невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества. Каждый нес в импровизированную мастерскую под открытым небом все, что мог: рваную одежду, обмолоченные снопы, куски полуистлевшей мешковины и прочий ненужный хлам. Во время совместной работы обязательно выделялся наиболее способный "ваятель", который руководил всей работой. Гигантская кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника предать ее огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Быть может, в короткие минуты отдыха жницы ребенок попросил ее сделать кукле руки. И было найдено простейшее решение: вставить пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. Появились детали с более тонкой отделкой. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных (рис. 31). В наши дни скульптура из соломы, созданная талантливыми народными мастерами, используется для украшения интерьера. Вместе с ней в жилище горожанина входят напоенный солнечными лучами природный материал, хранящий тепло человеческих рук.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные еще в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.

Начиная изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33 а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33 б) и связывают другой бечевкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис. 33 в). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму. В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лента ми (рис. 33 г). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хозяйственная корзина. Исходя из этого, фигурку вполне можно назвать "Хозяюшка".

Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33 д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной содомы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички чётырехконцовки ("елочки"), имитирующие оборки и узоры (рис. 33 е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать прическу с косой, укладывают в один ряд увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33 ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).

ДЕКОРАТИВНОЕ НАСТЕННОЕ ПАННО "СОВА"

Основой панно является уплощенный снопик соломы. Его изготовляют из обычного снопика, вбив сверху клин, вырезанный из фанеры (рис. 34а). Уплощенный сноп расчесывают специальной гребенкой, укладывая соломины аккуратными рядами. Гребенку вырезают из деревянного бруска. На одной из его граней, примерно на расстоянии 1 см друг от друга, вбивают гвоздики с откушенными шляпками. Чтобы кончики гвоздей не царапали солому, каждый из них шлифуют напильником, придавая ему округлую форму. На одном из концов бруска вырезают рукоятку. На следующем этапе уплощенный снопик подстригают ножницами, как показано на рис. 34 б. Вверху соломины обрезают по крутой, а внизу по более отлогой дугообразной линии. Уступы из стриженой соломы будут имитировать в условной манере оперение птицы. Чтобы соломины не топорщились, а сноп сохранил уплощенную форму, его обрызгивают теплой водой, еще раз расчесывают и прижимают сверху доской с гнетом.

Другая крупная деталь панно тоже представляет собой снопик. Только он значительно тоньше и перевязан бечевкой не у торца, а в середине (рис. 34в). Обе половины снопика расчесывают и распускают веером. Чтобы сохранить форму вееров, соломины переплетают "веревочкой". К веерам пришивают по окружности зубчатые плетежки - четырехконцовки ("елочки"). Замкнув круг, плетежок продолжают пришивать по спирали, сместив ее центр ближе к перевязи снопика (рис. 34 г). В середине каждой спирали пришивают пуговицы или же срезы веток с выразительным текстурным рисунком. Желательно, чтобы на торце ветки хорошо различалось темное ядро и светлая заболонь. Подобная текстура как нельзя лучше имитирует глаза птицы. Такие срезы, как правило, бывают у веток плодовых деревьев - сливы, яблони, вишни и др. Все части панно соединяют вместе (рис. 34 д). В завершение из под ходящего сучка вырезают крючковатый нос совы, который тщательно шлифуют и протирают олифой.


"КОНЬ ЗЛАТОГРИВЫЙ"

У древних славян конь почитался как символ солнца - божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулета оберегающими человека, когда находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня украшали нависающий над фронтоном конец охлупня. Постепенно коньком стали называть также охлупень - бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция оказалась настолько живучей и в наше время, что подобные детали крыши из керамики, шифера и жести по-прежнему называются коньками. Игрушки с изображением коня можно в изобилии встретить у мастеров, работающих с самыми различными материалами, в том числе и с соломой... Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Быть может, поэтому в соломенных игрушках, изображавших скачущего коня, народные мастера пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).

Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.

Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.

На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы. Необходимо скрыть все инородные материалы, чтобы создавалось впечатление, что фигурка полностью изготовлена из соломы. Из отдельных соломинок вырезают глаза и уши, затем прикрепляют их к голове с помощью ниток и иголки. Изготовив из соломенных полос плетежки-двухконцовки, пришивают их к туловищу в виде всевозможных декоративных завитков. И наконец, приступают к завиванию хвоста. Солому опускают на одну - две минуты в горячую воду и расщепляют каждую соломину кончиком ножа или ножниц на две-три части. Полученные таким образом соломенные полоски завивают с помощью соломенных "бигуди" (рис. 35 е) или нагретого металлического стержня, насаженного на деревянную рукоятку. Если все же решили сделать холодную завивку, то надо изготовить примерно два или три десятка соломенных "бигуди". Они представляют собой короткие трубочки, вырезанные из толстых прикорневых междоузлий вместе с одним узлом. Трубочку слегка расщепляют ножом с одной стороны и вставляют в расщеп одну из соломенных полосок хвоста. Намотав полоску на трубочку, всовывают в расщеп оставшийся кончик полоски. Таким же способом завивают все остальные полоски, используя заготовленные "бигуди". Через несколько часов, когда солома подсохнет, закрученные полоски осторожно снимают с "бигуди". Если после этого полоски окажутся закрученными слишком туго, завитки опускают в холодную воду или же обрызгивают из пульверизатора. Под действием влаги завитки скоро начнут раскручиваться. Поэтому нужно действовать быстро и очень осторожно. Завитки расправляют пальцами, слегка скручивают, сгибают в ту или другую сторону, чтобы хвост бегущего коня как бы развевался от потоков встречного воздуха, подчеркивая динамику движения.

Новости Партнеров

Соломенные куклы

Плетение из соломки объемных фигур - кукол, животных, птиц - уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.



Кони, козы, птицы, куклы из соломки - это тоже божества и защитники: конь - герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза - символ урожая и плодовитости; кукла - Мать-прародительница, защитница женщин; птицы - души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол.

Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны - с ними вместе люди звали её.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь, стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.



Работа над соломенной скульптурой всегда начинается с изготовления основы фигуры - каркаса. Он делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготовляют из распаренной соломы, а украшают цветными нитками обычно красного цвета или тесьмой.


Величина куклы зависит от длины соломки, которая используется для ее изготовления. Обычно из одного пучка соломки получается кукла высотой 15-20 см. Мастер выбирает тонкую или средней толщины соломку, но обязательно без коленцев.

Мастер-класс по изучению различных техник обработки соломки

Мастер - класс рассчитан для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, воспитателей детских садов.

Назначение мастер-класса:

1. педагогам для изучения с детьми различных техник обработки соломки;

2. для использования в оформлении праздников, для изготовления подарков.

Конспект мастер - класса «Соломенная скульптура»

Тема: «Вязание соломенной куклы»

Цель: Познакомить учителей, педагогов и воспитателей с соломенной скульптурой, как одним из видов обработки соломки.

Задачи:

Познакомить педагогов с технологией подготовки соломки к плетению и изготовления соломенной куклы.

Обучать последовательности изготовления соломенной куклы (женской или мужской фигуры).

- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

Воспитывать художественный и эстетический вкус.

Материалы и инструменты: распаренная соломка, ножницы, шпагат, подкладные листы, разовые тарелочки, салфетки, лоскутки ткани

Ход мастер-класса:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил .

Работа с соломкой - художественный ручной труд - оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые поделки, игрушки, сделанные своими руками, помогут детям приобрести первые трудовые навыки, развивать фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость. И не надо бояться, что это хлопотное дело, любое дело хлопотное, оно этого стоит.

Итак, по мере наших сил мы превратимся в творцов-мастериц - соломенной скульптуры.

I этап. Вначале даю историческую справку:

Плетение из соломки объемных фигур - кукол, животных, птиц - уходит своими корнями в далекое прошлое.

Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное значение соломенной куклы - игра, развлечение, забава не только для детей, но и взрослых. Куклы из соломы называют «стригушками» потому что, пучок соломы, из которых их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы - «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санк-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность - в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны только из одного пучка соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так женщины скручивали перевясло из пучка соломин, которыми обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол - «вязать кукол» , «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов.

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Её изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

Из соломки можно изготовить различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря её свойству гнуться и сохранять заданную форму.

II этап. Обзор приёмов.

Рассмотрим наиболее простые, традиционные для народных соломенных игрушек конструктивные приемы выполнения соломенных кукол:

1. Кукла из одного пучка соломы. Пучок из 50-70 соломин перекручивают по центру в жгут, сгибают пополам и его концы меняют местами так, чтобы в середине жгута свернулась петля. Пучок туго перевязывают нитками. Чтобы подравнять концы соломин, пучок сжимают рукой и низ подстригают ножницами. Получившаяся кукла-игрушка условно передаёт женскую фигуру в длинном сарафане

2. Из одного пучка соломы можно выполнить куклу - игрушку с условно обозначенными руками. Пучок соломы перевязывают вверху, получается голова куклы. От основного пучка соломы отделяют два небольших пучка по 15-20 соломин для рук, переплетают их косичкой в три пряди, выгибают полукругом, присоединяют к пучку-туловищу, туго перетянув ниткой по линии талии

3. Кукла из двух пучков соломы: первый пучок-туловище, второй пучок-руки, который вставляется в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части, одна из которых, приходящаяся на грудь выгибается. После чего части пучка- туловища соединяются и крепко перетягиваются ниткой по линии талии

4. Мужскую соломенную фигурку можно связать также как и женскую, из двух пучков, лишь с той разницей, что из пучка предназначенной для юбки, изготавливаются ноги

5. Соломенный ангел. Каркас изготавливается также как и каркас женской фигуры, только в одну из соломин предназначенных для рук вставляют проволоку для того чтобы в последствии придать рукам согнутое положение. Для крыльев берут 6-8 соломин, перевязывают их в центре и закрепляют сзади под небольшим пучком соломы. Каркас также перетягивают по линии талии

6. Кукла из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте 3, юбка изготавливается из отдельного пучка соломы, она вставляется внутрь пучка-туловища и соединяется с ним перевязкой по линии талии

7. Еще один прием изготовления куклы из нескольких пучков соломы. Голова и руки куклы выполняются приемом, описанным в пункте №3. Для юбки стебли соломы сшиваются в верхней части пучка, таким образом, что при развороте юбки она имеет вид веера. Юбку оборачивают прошивкой вокруг талии куклы и связывают с туловищем